Закон о синдицированном кредитовании

Синдицированному кредитованию быть

Закон о синдицированном кредитовании

31 декабря 2017 года был подписан Федеральный закон от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о синдикате»).

Законом о синдикате урегулированы особенности финансирования заемщика несколькими кредиторами в рамках единой договорной конструкции – договора синдицированного кредита (займа) и иных договоров, необходимых для его заключения и исполнения.

«Принятие Закона о синдикате будет способствовать привлечению частных средств, в том числе, в ГЧП-проекты, так как объединение капиталов позволит заемщику единовременно привлечь значительный объем средств, а риски кредиторов будут распределены между участниками синдиката», – комментирует партнер юридической компании P&P Unity Семен Мокин.

Далее коротко о новом механизме.

1.      Договор синдицированного кредита (займа)

1.1.   Стороны

Сторонами договора синдицированного кредита являются синдикат кредиторов и заемщик.

В синдикат кредиторов могут входить:

  • кредитные организации, Внешэкономбанк;
  • иностранные банки, международные финансовые организации, иностранные юридические лица, которые вправе заключать кредитные договоры;
  • негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда;
  • иные российские юридические лица,  это если предусмотрено федеральным законом. Например, такая возможность предусмотрена для институтов развития Дальнего Востока, государственных фондов развития промышленности, специализированных обществ проектного финансирования.

В качестве заемщика может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

1.2.   Особенности заключения

Договор синдицированного кредита (займа) может заключаться не только до, но и после того, как заемщик привлек денежные средства одного или нескольких будущих участников синдиката. Закон о синдикате также допускает возможность присоединения к синдикату новых кредиторов и перемену лиц в обязательствах.

1.3.   Кредитный управляющий

В соответствии с условиями договора синдицированного кредита (займа) один из участников синдиката имеет статус кредитного управляющего. Им может являться только кредитная организация, Внешэкономбанк, иностранный банк или международная финансовая организация. Кредитный управляющий получает вознаграждение за свою деятельность.

В его полномочия входит ведение реестра кредиторов, учет предоставленных заемщику денежных средств, осуществление иных прав кредиторов (предъявление требований заемщику, получение исполнения от заемщика, предоставление информации и документов от заемщика). Кредитный управляющий может быть определен при заключении договора синдицированного кредита (займа) либо после его заключения решением кредиторов или в ином порядке, определенном договором.

Заемщик исполняет свои обязательства по возврату кредита (займа) через кредитного управляющего – в момент передачи ему средств обязательства заемщика прекращаются. Иное может быть предусмотрено договором.

1.4.   Обязательства по отношению к заемщику

Если не предусмотрено иное, права и обязательства участника синдиката по отношению к заемщику самостоятельны и не обусловлены осуществлением другими участниками своих прав и исполнением своих обязанностей (в том числе по предоставлению денежных средств).

1.5.   Порядок принятия решений

Существенным условием договора синдицированного кредита (займа) является условие о порядке принятия кредиторами решений и исполнения ими обязанностей (межкредиторское соглашение). Такое условие не создает обязанностей для заемщика.

Принятие решений кредиторами осуществляется единогласно или большинством .

Количество определяется пропорционально размеру предоставляемых денежных средств, указанному в договоре (до момента выдачи денежных средств), или пропорционально размеру денежных средств, фактически предоставленных и не возвращенных, определяемому на дату, предшествующую дате принятия решения (после момента выдачи денежных средств). Иное может быть предусмотрено договором.

2.      Договор об организации кредита

Потенциальный заемщик может заключить с одним или несколькими потенциальными участниками синдиката договор об организации синдицированного кредита (займа).

В таком случае потенциальный участник синдиката будет являться организатором синдицированного кредита (займа), задача которого – подготовка к заключению на определенных условиях договора синдицированного кредита (займа).

Такой договор может предусматривать обязательство заказчика (потенциального заемщика) и организатора синдицированного кредита (займа) не вступать в преддоговорные и договорные отношения с иными лицами до заключения договора синдицированного кредита (займа).

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/01/13/sindicirovannomu_kreditovaniyu_byt

Правила синдиката. Как работает совместное кредитование в России

Закон о синдицированном кредитовании

1 февраля 2018 года вступил в силу один из самых обсуждаемых и ожидаемых на банковском рыке законов — № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Институт синдицированного кредитования (объединение банков в «пул» для предоставления заемщику кредита в особенно крупном размере) давно и успешно используется в большинстве развитых стран.

Пожалуй, на европейском и азиатском континентах первенство здесь за Великобританией и английским правом, где в середине 1990-х годов ведущие банки даже объединились в особую ассоциацию, поставившую перед собой цель выработать некий рыночный стандарт синдицированного кредитования, который отражает баланс интересов как кредиторов, так и заемщиков.

Надо сказать, эта цель успешно достигнута — типовая форма синдицированного кредитного договора LMA (Loan Market Association) используется повсеместно.

Синдицированные кредиты по английскому праву востребованы и на российском рынке, причем как среди иностранных, так и российских банков, которые используют этот механизм финансирования с начала 2000-х годов.

Правда, такие кредиты доступны только для проектов, которые, как говорят юристы, осложнены иностранным элементом — иными словами, где либо заемщик, либо кредиторы являются иностранными лицами или где проект не связан с Россией.  

Таким образом, синдицированными кредитами не могут воспользоваться крупные и не очень региональные и даже федеральные проекты, которые никак не осложнены иностранным элементом. 

Что делать в такой ситуации? Рынок, разумеется, нашел «быстрое решение» этой проблемы, разработав типовую форму синдицированного кредита по российскому праву.

Явилось ли это окончательным ответом на запрос участников рынка? Нет, не явилось, поскольку использование российского права, несмотря на осуществленные реформы гражданского законодательства, не позволяло в достаточной степени снять определенные юридические риски, связанные с заключением сделок подобного рода исключительно в рамках российского права.

Именно на этом этапе возникла идея разработки и принятия некоего законодательного акта, закрепляющего институт синдицированного кредитования в российском праве.

И подготовка законопроекта началась. Изначально экспертное сообщество ставило перед собой задачу разрешить следующие проблемы:

— законодательно признать механизм принятия решений в синдикате кредиторов;

— урегулировать статус кредитного агента — одного лица, представляющего интересы всего синдиката кредиторов в отношениях со «внешним миром» и с заемщиком;

— снять неопределенность, существовавшую в отношении получения кредитным агентом и управляющим залогом вознаграждения за свои услуги и возложения таких расходов на заемщика;

— устранить законодательные препятствия к развитию вторичного рынка кредитования путем облегчения возможности банков и небанковских организаций свободно покупать и продавать доли в кредитах или приобретать риск участия в кредитах, не становясь стороной отношений с заемщиком;

— урегулировать статус участников синдиката и кредитного агента в ситуации банкротства заемщика. 

В итоге закон хоть и решил часть проблем, но на смену им тут же пришли новые трудности.

Закон признает обязательность для сторон договора синдицированного кредита решений, принятых большинством кредиторов (но не всеми кредиторами). Это важно, поскольку до вступления закона в силу в отношении этого вопроса не было определенности.

Вопреки опасениям, закон дает участникам синдиката право не применять нормы Гражданского кодекса о решениях собраний, что на практике существенно упрощает принятие решений кредиторами. Так, договором можно исключить требование о ведении кредиторами протоколов и следовании иным формальностям, установленным ГК для собраний.

Важным принципом синдицированного кредитования является независимость обязательств банков друг от друга. Говоря простым языком, если ты не выдал свою часть кредита, то я обязан предоставить только свою часть займа, но не твою тоже: иное «убило» бы синдицированное кредитование в принципе.

Закон закрепляет в качестве общего правила принцип независимости обязательств каждого кредитора в отношении заемщика. Никакой участник синдиката не отвечает за неисполнение другими участниками их обязательств по предоставлению заемщику денежных средств.

И это победа здравого смысла, потому что даже на стадии разработки законопроекта многие эксперты выступали против этого принципа.

Также закон вводит понятие кредитного управляющего и закрепляет основные положения о его функциях, которые в целом базируются на принятых в международной практике подходах. Почему-то по закону кредитным управляющим может быть только один из участников синдиката, но оставим это на дальнейшую доработку и совершенствование законопроекта.

К сожалению, в закон не попало как минимум два важных момента, которые были в тексте законопроекта, разработанном экспертной группой ко второму чтению в Госдуме.

Первый — это вопросы банкротства. В закон не вошел раздел об изменениях в законодательстве о банкротстве, посредством которого предполагалось урегулировать отношения кредиторов при банкротстве заемщика и лиц, предоставивших обеспечение по синдицированному кредиту.  

Планировалось в числе прочего предусмотреть, в каких случаях кредиторы имеют право заявлять самостоятельные требования и какова роль кредитного управляющего и управляющего залогом.

 Таким образом, вопросы, связанные с банкротством, остались нерешенными, что неизбежно приведет к сложностям при реализации кредиторами своих прав.

 На практике каждый участник синдиката будет стремиться заявить самостоятельное требование, что фактически войдет в противоречие с целями объединения кредиторов в синдикат. Этот существенный недостаток закона.

Второй момент — это возможность участия в кредите иным образом, чем непосредственно предоставление денежных средств заемщику.

Сейчас в российском праве отсутствует возможность создать работоспособный механизм передачи кредитором участия в финансировании заемщика без уступки требований к заемщику, аналогичный механизму subparticipation («участия в кредите»), используемому в международной практике.  

Необходимость введения в российское законодательство подобных норм давно осознана банковским сообществом, но предложения экспертов, участвовавших в разработке закона на ранних стадиях, не нашли отражения в итоговом тексте закона.

На наш взгляд, отсутствие такого механизма существенно ограничивает развитие рынка кредитования в России.

«Лес рубят, щепки летят». Законотворческая мысль в своем стремительном движении пронеслась мимо как минимум двух проблем, созданных законом. Во-первых, очевидно, стремясь оградить неопытных участников российского рынка от ненужного увлечения синдицированным кредитованием, закон прямо установил перечень тех лиц, которые могут быть кредиторами по синдицированному кредиту (займу).

Это банки (отечественные и иностранные), ВЭБ, лица, специально указанные в иных законах, и зарубежные компании, которые могут выдавать кредиты или займы в соответствии с иностранным регулированием.

Парадоксальным образом закон зажег «зеленый свет» любым иностранным компаниям, желающим участвовать в синдикатах по российскому праву, и запретил отечественным компаниям, кроме банков и иных лиц, специально поименованных в федеральных законах, принять участие в этом процессе.

Российским бизнесменам, впрочем, не привыкать: почти у каждого найдется кипрская компания, чтобы сделать нечто, чего нельзя родному предприятию.

Вторая проблема, созданная законодателем, к сожалению, ударила в самое сердце синдицированного кредитования: в вознаграждение кредитного управляющего. Не секрет, что выполнение функции координатора (кредитного управляющего) — это тяжелая работа конкретных людей в банках, оказывающих услугу, которая, согласно международной практике, оплачивается заемщиком.

Закон, к сожалению, прямо говорит о том, что подобная деятельность оплачивается кредиторами, несмотря на стремление банковского сообщества отразить в документе принцип, согласно которому эти расходы ложатся на заемщика. 

Тем не менее если взвесить на весах плюсы и минусы закона — первых, несомненно, больше. Безусловно, принятие закона является важным шагом на пути развития рынка синдицированного кредитования в России. Однако для полноценного функционирования рынка необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и развитие практики применения закона в правильном направлении. 

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/358639-pravila-sindikata-kak-rabotaet-sovmestnoe-kreditovanie-v-rossii

а“аОбаДбƒаМаА аПб€аИаНбаЛаА аЗаАаКаОаН аО б€аАббˆаИб€аЕаНаИаИ аПб€аАаВ аКб€аЕаДаИб‚аОб€аОаВ аИаЗ баИаНаДаИаКаАб‚аА | 09.12.20

Закон о синдицированном кредитовании

а“аОбаДбƒаМаА аПб€аИаНбаЛаА аВ б‚б€аЕб‚бŒаЕаМ, аОаКаОаНб‡аАб‚аЕаЛбŒаНаОаМ б‡б‚аЕаНаИаИ аЗаАаКаОаН аО аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚аИ аОаДаНаОаГаО аИаЗ бƒб‡аАбб‚аНаИаКаОаВ баИаНаДаИаКаАб‚аА аКб€аЕаДаИб‚аОб€аОаВ аЗаАаКаЛбŽб‡аАб‚бŒ баОаГаЛаАбˆаЕаНаИб аО аКб€аЕаДаИб‚аЕ б аВаНаЕбˆаНаИаМ бƒб‡аАбб‚аНаИаКаОаМ. а”аОаКбƒаМаЕаНб‚ аИаНаИб†аИаИб€аОаВаАаН аГб€бƒаПаПаОаЙ аДаЕаПбƒб‚аАб‚аОаВ аВаО аГаЛаАаВаЕ б аПб€аЕаДбаЕаДаАб‚аЕаЛаЕаМ аКаОаМаИб‚аЕб‚аА а“аОбаДбƒаМб‹ аПаО б„аИаНаАаНбаОаВаОаМбƒ б€б‹аНаКбƒ ааНаАб‚аОаЛаИаЕаМ ааКбаАаКаОаВб‹аМ.

а—аАаКаОаН аКаАбаАаЕб‚бб баИаНаДаИб†аИб€аОаВаАаНаНб‹б… аКб€аЕаДаИб‚аОаВ – б‚аО аЕбб‚бŒ б‚аЕб…, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аПб€аЕаДаОбб‚аАаВаЛббŽб‚бб аКаАаК аМаИаНаИаМбƒаМ аДаВбƒаМб аКб€аЕаДаИб‚аОб€аАаМаИ, аВб…аОаДбб‰аИаМаИ аВ аОаДаИаН баИаНаДаИаКаАб‚.

ааА баЕаГаОаДаНббˆаНаИаЙ аДаЕаНбŒ б‚аАаКаИаЕ аКб€аЕаДаИб‚аОб€б‹ аЗаАаКаЛбŽб‡аАбŽб‚ баОаГаЛаАбˆаЕаНаИаЕ аИ аНаЕ аИаМаЕбŽб‚ аПб€аАаВаА аПб€аИаВаЛаЕаКаАб‚бŒ бб€аЕаДбб‚аВаА аВаНаЕбˆаНаИб… бƒб‡аАбб‚аНаИаКаОаВ.

а’ б€аАаМаКаАб… б‚аАаКаИб… баОаГаЛаАбˆаЕаНаИаЙ аНаЕаВаОаЗаМаОаЖаНаО аОб„аОб€аМаИб‚бŒ б‚аАаК аНаАаЗб‹аВаАаЕаМаОаЕ б„аОаНаДаИб€аОаВаАаНаНаОаЕ ббƒаБбƒб‡аАбб‚аИаЕ, б‡б‚аО аМаОаЖаЕб‚ аПб€аИаВаЕбб‚аИ аК б‚аОаМбƒ, б‡б‚аО аБаАаНаКаИ аПб€аИаЗаНаАбŽб‚ аПаОаДаОаБаНб‹аЕ аДаОаКбƒаМаЕаНб‚б‹ аДаОаГаОаВаОб€аАаМаИ аЗаАаЙаМаА аИаЛаИ аКаОаМаИббаИаИ, аОб‚аМаЕб‡аАбŽб‚ аАаВб‚аОб€б‹ аИаНаИб†аИаАб‚аИаВб‹.

ТЋаЄаОаНаДаИб€аОаВаАаНаНаОаЕ ббƒаБбƒб‡аАбб‚аИаЕТЛ – аОбаОаБаАб аМаОаДаЕаЛбŒ аПб€аАаВаОаОб‚аНаОбˆаЕаНаИаЙ, аПаОаДб€аАаЗбƒаМаЕаВаАбŽб‰аАб б€аАбаПб€аЕаДаЕаЛаЕаНаИаЕ аМаЕаЖаДбƒ аЕаГаО бб‚аОб€аОаНаАаМаИ аНаЕ б‚аОаЛбŒаКаО б€аИбаКаОаВ аНаЕаПаОаЛбƒб‡аЕаНаИб аПб€аИаБб‹аЛаИ, аНаО аИ б€аИбаКаОаВ аНаЕаВаОаЗаВб€аАб‚аА аВаЛаОаЖаЕаНаИаЙ.

аŸб€аИ аНаАаЛаИб‡аИаИ б‚аАаКаИб… б€аИбаКаОаВ аНаИ аОаДаНаА аИаЗ бб‚аОб€аОаН аПаО аОаБб‰аЕаМбƒ аПб€аАаВаИаЛбƒ аНаЕ аМаОаЖаЕб‚ б€аАббб‡аИб‚б‹аВаАб‚бŒ аНаА аПаОаЛбƒб‡аЕаНаИаЕ аОб‚ аДб€бƒаГаОаЙ бб‚аОб€аОаНб‹ аПб€аОб†аЕаНб‚аОаВ аИаЛаИ аКаОаМаИббаИаОаНаНаОаГаО аВаОаЗаНаАаГб€аАаЖаДаЕаНаИбТЛ, – аГаОаВаОб€аИб‚бб аВ аПаОббаНаИб‚аЕаЛбŒаНаОаЙ аЗаАаПаИбаКаЕ.

а’ баВбаЗаИ б бб‚аИаМ аЗаАаКаОаНаОаМ бƒбб‚аАаНаАаВаЛаИаВаАаЕб‚бб, б‡б‚аО бƒб‡аАбб‚аНаИаКаИ баИаНаДаИаКаАб‚аА аВаПб€аАаВаЕ аЗаАаКаЛбŽб‡аИб‚бŒ баОаГаЛаАбˆаЕаНаИб аО б„аОаНаДаИб€аОаВаАаНаНаОаМ ббƒаБбƒб‡аАбб‚аИаИ б аВаНаЕбˆаНаИаМаИ бƒб‡аАбб‚аНаИаКаАаМаИ – б‚аО аЕбб‚бŒ б аДб€бƒаГаИаМаИ аКб€аЕаДаИб‚аОб€аАаМаИ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аНаЕ аВб…аОаДбб‚ аВ баИаНаДаИаКаАб‚.

а—аАаКаОаН аВаКаЛбŽб‡аАаЕб‚ аДаОб‡аЕб€аНаИаЕ б…аОаЗбаЙбб‚аВаЕаНаНб‹аЕ аОаБб‰аЕбб‚аВаА аГаОбаКаОб€аПаОб€аАб†аИаИ ТЋа’а­а‘.а аЄТЛ аВ аПаЕб€аЕб‡аЕаНбŒ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаЙ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аВаПб€аАаВаЕ аВб‹бб‚бƒаПаАб‚бŒ аКб€аЕаДаИб‚аОб€аАаМаИ аПаО аДаОаГаОаВаОб€бƒ баИаНаДаИб†аИб€аОаВаАаНаНаОаГаО аКб€аЕаДаИб‚аА (аЗаАаЙаМаА).

аŸб€аИаНбб‚аИаЕ аДаОаКбƒаМаЕаНб‚аА б€аАббˆаИб€аИб‚ аПб€аАаВаОаВб‹аЕ аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚аИ аКб€аЕаДаИб‚аОб€аОаВ, аОб‚аМаЕб‡аАаЕб‚бб аВ аПаОббаНаИб‚аЕаЛбŒаНаОаЙ аЗаАаПаИбаКаЕ.

аžбаНаОаВаНб‹аЕ аПаОаПб€аАаВаКаИ аКаО аВб‚аОб€аОаМбƒ б‡б‚аЕаНаИбŽ

аЁаОаГаЛаАбаНаО аПб€аИаНбб‚б‹аМ аПаОаПб€аАаВаКаАаМ, аПаОаЛбƒб‡аЕаНаНб‹аЕ аКб€аЕаДаИб‚аНб‹аМ бƒаПб€аАаВаЛббŽб‰аИаМ аДаЕаНаЕаЖаНб‹аЕ бб€аЕаДбб‚аВаА, аВб‹б€бƒб‡аЕаНаНб‹аЕ аОб‚ б€аЕаАаЛаИаЗаАб†аИаИ аЗаАаЛаОаЖаЕаНаНаОаГаО аИаМбƒб‰аЕбб‚аВаА аВ б€аАаМаКаАб… аПб€аОб†аЕаДбƒб€ аБаАаНаКб€аОб‚бб‚аВаА, б€аАбаПб€аЕаДаЕаЛббŽб‚бб аКб€аЕаДаИб‚аНб‹аМ бƒаПб€аАаВаЛббŽб‰аИаМ аМаЕаЖаДбƒ бƒб‡аАбб‚аНаИаКаАаМаИ баИаНаДаИаКаАб‚аА аКб€аЕаДаИб‚аОб€аОаВ – аПб€аЕаДбˆаЕбб‚аВбƒбŽб‰аИаМаИ аЗаАаЛаОаГаОаДаЕб€аЖаАб‚аЕаЛбаМаИ аИ аПаОбаЛаЕаДбƒбŽб‰аИаМаИ аЗаАаЛаОаГаОаДаЕб€аЖаАб‚аЕаЛбаМаИ. аŸб€аИ бб‚аОаМ б€аАбаПб€аЕаДаЕаЛаЕаНаИаЕ аПб€аОаИаЗаВаОаДаИб‚бб аПб€аОаПаОб€б†аИаОаНаАаЛбŒаНаО б€аАаЗаМаЕб€бƒ аПб€аЕаДаОбб‚аАаВаЛаЕаНаНб‹б… аИаМаИ аЗаАаЕаМб‰аИаКбƒ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ баИаНаДаИб†аИб€аОаВаАаНаНаОаГаО аКб€аЕаДаИб‚аА, аВ аОб‚аНаОбˆаЕаНаИаИ аКаОб‚аОб€б‹б… бб€аОаК аВаОаЗаВб€аАб‚аА бƒаЖаЕ аНаАбб‚бƒаПаИаЛ, аЕбаЛаИ аИаНаОаЙ аПаОб€баДаОаК б€аАбаПб€аЕаДаЕаЛаЕаНаИб аПаОаЛбƒб‡аЕаНаНб‹б… аКб€аЕаДаИб‚аНб‹аМ бƒаПб€аАаВаЛббŽб‰аИаМ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аНаЕ бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаН аДаОаГаОаВаОб€аОаМ баИаНаДаИб†аИб€аОаВаАаНаНаОаГаО аКб€аЕаДаИб‚аА.

а’ б€аЕаЕбб‚б€ бƒб‡аАбб‚аНаИаКаОаВ баИаНаДаИаКаАб‚аА аКб€аЕаДаИб‚аОб€аОаВ аВаКаЛбŽб‡аАбŽб‚бб баВаЕаДаЕаНаИб аО б€аАаЗаМаЕб€аЕ аИб… аПб€аАаВ (б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ), аОбаНаОаВаАаНаИбб… аВаОаЗаНаИаКаНаОаВаЕаНаИб бб‚аИб… аПб€аАаВ (б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ), аПб€аЕаДаОбб‚аАаВаЛаЕаНаНаОаМ аИаМ аОаБаЕбаПаЕб‡аЕаНаИаИ аИ б€аАаЗаМаЕб€аЕ аВбаЕб… аПб€аЕаДаОбб‚аАаВаЛаЕаНаНб‹б… аЗаАаЕаМб‰аИаКбƒ аКаАаЖаДб‹аМ аИаЗ бƒб‡аАбб‚аНаИаКаОаВ баИаНаДаИаКаАб‚аА аКб€аЕаДаИб‚аОб€аОаВ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ.

а—аАаКаОаН аВбб‚бƒаПаИб‚ аВ баИаЛбƒ аПаО аИбб‚аЕб‡аЕаНаИаИ 180 аДаНаЕаЙ баО аДаНб аЕаГаО аОб„аИб†аИаАаЛбŒаНаОаГаО аОаПбƒаБаЛаИаКаОаВаАаНаИб, аЗаА аИбаКаЛбŽб‡аЕаНаИаЕаМ аПаОаЛаОаЖаЕаНаИаЙ, аДаЛб аКаОб‚аОб€б‹б… бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНб‹ аИаНб‹аЕ бб€аОаКаИ аВбб‚бƒаПаЛаЕаНаИб аИб… аВ баИаЛбƒ.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

Источник: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/gosduma-prinyala-zakon-o-rasshirenii-prav-kreditorov-iz-sindikata-1029876627

Закон о синдицированном кредитовании: импортозамещение в банковской сфере

Закон о синдицированном кредитовании

Синдицированный кредит (заем) – это финансовый инструмент, позволяющий организовать получение заемного финансирования от нескольких лиц и распределяющий между ними права, обязанности и риски, связанные с предоставлением займа. 1 февраля 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 486-ФЗ от 31.12.

2017 “О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который фактически создал в российском правовом пространстве законодательную основу для его использования.

Синдицированные займы и кредиты предоставляются заемщикам, потребности которых выше, чем финансовые возможности отдельных кредиторов.

Несмотря на то, что предоставление займов группой кредиторов само по себе никогда не было запрещено и могло реализовываться на основе общих правовых норм, до принятия Закона предоставление синдицированных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации было скорее исключением, чем правилом.

Рынок синдицированных займов в России

Синдицированные займы на протяжении последних лет выдавались достаточно активно, однако делалось это в основном в рамках международных контрактов и в соответствии с нормами зарубежного законодательства. Участниками соответствующих правоотношений становились в основном крупнейшие сырьевые монополии и банки с превалирующим или полным государственным участием. Как указывают эксперты, российские структуры в большинстве случаев получают синдицированные займы либо напрямую от иностранных инвесторов, либо встраивая в схему финансирования специально созданную иностранную компанию. Наиболее известными и крупными синдицированными займами, выданными в последние годы представителям российского бизнеса, стали:

  • синдицированный кредит на 2 миллиарда долларов США со сроком погашения 5 лет, выданный ОАО “Мечел” в 2010 году;
  • синдицированный кредит на 3,1 миллиарда евро со сроком погашения 16 лет, выданный консорциуму NordStream для реализации проекта “Северный поток” в 2010 году.

В 2017 году получателями крупнейших синдицированных займов в России выступили такие монополисты, как РЖД, Норильский Никель, Уралкалий, Сибирская угольная энергетическая компания, Русал, ХК Металлоинвест. Среди значительных получателей можно отметить лишь один коммерческий банк, инкорпорированный на территории России, – Московский кредитный банк, а также одного представителя IT-отрасли – зарубежных участников группы Вымпелком-VEON. Российские коммерческие банки и крупные производственные холдинги зачастую выступают получателями синдицированных займов от зарубежных инвестиционных банков и других финансовых институтов, привлекая такое финансирование для более эффективного ведения основной деятельности, расширения своей сети или модернизации бизнеса.

В 2017 году, по данным рэнкинга CBONDS, крупнейшими организаторами синдицированных кредитов на территории СНГ выступили Сбербанк России и Газпромбанк.

Так, Сбербанк, сохраняющий свои позиции в ТОП-20 уже на протяжении семи лет, сумел организовать девять синдицированных кредитов на общую сумму 645 миллионов долларов США, что составило 4,11% от всего рынка синдицированного кредитования.

Газпромбанк, впервые попавший в рейтинг и вытеснивший из него двух других представителей России – ВТБ и Альфа-Банк, организовал за этот период пять сделок на сумму 458 миллионов долларов США, или 2,92% от общей суммы предоставленных синдицированных кредитов.

Для сравнения, ING Банк, занимающий первое место в рейтинге, организовал восемнадцать сделок, сумма которых составила 1,383 миллиарда долларов США или 8,81% от всего рынка синдицированного кредитования.

Рост интереса к синдицированному кредитованию в России и на основе российского законодательства может быть связан с введением и дальнейшим расширением санкций против России. Санкции значительно затруднили получение финансирования от иностранных банков, а для ряда организаций получение таких займов стало невозможным.

При этом аналитики РБК сходятся во мнении, что крупнейшие заемщики будут продолжать получать финансирование из-за рубежа, хотя и переориентируются на китайских и прочих азиатских займодавцев.

Несмотря на это сокращение возможностей финансирования со стороны европейских банков расширяет возможности российских игроков войти в пул организаторов или созаймодавцев по синдицированным займам. По прогнозам The Wall Street Journal, в 2018 году, на фоне вступления в силу нового Закона, должна существенно возрасти доля небанковских организаций, возможно, относящихся к частному сектору экономики, в этом бизнесе. Объем и соотношение участников рынка синдицированного кредитования в России с 2015 года и прогнозируемые значения на 2018 год представлены на диаграмме.

Правовое регулирование предоставления синдицированных займов до 1 февраля 2018 года

До недавнего времени норм закона, регламентирующих правила и условия функционирования такого финансового инструмента, как синдицированный заем, в российском праве не существовало. Его предоставление регулировалось только общими нормами Гражданского кодекса, относящимися к договорам займа и кредита. Однако это не останавливало Банк России от принятия инструкций, определяющих технику проведения соответствующих финансовых сделок .Основной риск, который видят эксперты в этой ситуации, касается квалификации отношений между созаймодавцами в качестве отношений простого товарищества (совместной деятельности) “и, как следствие, риск применения к ним правил о договоре простого товарищества”. Описывая главные трудности, с которыми участники синдиката кредиторов могут столкнуться в условиях правового вакуума, специалисты Dentons отмечают: “В этом случае заемщик мог бы предъявлять требования к одному из участников синдиката на всю сумму кредита, предоставляемого всеми его участниками. Кроме того, специальные правила выхода участников из товарищества, без сомнения, усложнили бы формирование вторичного рынка кредитных требований, а императивные правила о ведении дел товарищами ограничили бы гибкость кредиторов при принятии решений” . Учитывая общие суммы займов, предоставляемых на соответствующих рынках, даже теоретические риски, приведенные аналитиками, должны учитываться, однако стоит отметить, что мы так и не смогли обнаружить примеры правоприменительной практики, подтверждающие реальность этих опасений. И несмотря на это, отсутствие хоть какой-то нормативной базы синдицирования долговых обязательств не позволяло использовать их преимущества в полном объеме.

Правила синдицированного кредитования с 1 февраля 2018 года

Новый закон урегулировал правоотношения по предоставлению наиболее крупных и существенных для экономики синдицированных кредитов и займов. Их существенность определяется как субъектным составом правоотношений, так и общим объемом финансирования. Закон определяет главные отличия синдицированного кредита (займа) от других видов заемного финансирования. К таковым относятся:

  • Множественность лиц на стороне займодавца.
  • Согласованность действий кредиторов.
  • Индивидуальные условия, порядок и сроки предоставления займа каждым из кредиторов.
  • Особые характеристики заемщика и созаймодавцев.
  • Обязательность начисления и выплаты процентов.

Субъектный состав отношений синдицированного займа Как следует из приведенного перечня, отношения синдицированного займа могут возникнуть только между юридическими лицами, то есть этот инструмент по умолчанию может считаться строго профессиональным. Кроме того, следует учитывать, что он не может использоваться для сделок с займодавцами, зарегистрированными в России, но не поименованными в перечне. Последний пункт, относящийся к иным российским юридическим лицам, сформулирован таким образом, что требует специального указания закона для того, чтобы определенное юридическое лицо имело возможность предоставлять синдицированные займы. На момент написания этой статьи таких указаний не существовало, поэтому мы можем лишь предполагать, что законодатель планирует поместить в этот пункт. Очевидно, это будут резиденты каких-либо особых экономических или специальных зон либо организации, представляющие какую-либо ценность как источники инвестирования. Стоит при этом отметить, что зарубежное финансирование может привлекаться от любых иностранных организаций, единственным требованием к которым является наличие достаточной правоспособности. Закон предусматривает нескольких специфических участников договора синдицированного займа:

  • Организатор синдицированного кредита (займа) – это будущий созаймодавец, который принимает на себя обязанность за вознаграждение подготовить договор синдицированного займа. На стороне организатора может выступать как один, так и несколько лиц, каждый из которых в дальнейшем станет кредитором.
  • Кредитный управляющий – это один из созаймодавцев, который ведет реестр участников синдиката кредиторов, осуществляет учет всех предоставленных заемщику каждым из участников синдиката кредиторов денежных средств, взаимодействует с заемщиком, а также выполняет иные организационно-технические функции, необходимые для реализации прав и обязанностей сторон сделки. Так, именно управляющий получает на свои счета суммы денежных средств, полученные от заемщика в качестве возврата основного долга и процентов по нему, и распределяет их между созаймодавцами в соответствии с требованиями заключенного договора. В отличие от организатора, управляющий должен быть назначен в любых отношениях по предоставлению синдицированного займа. При этом кредитным управляющим может быть только кредитная организация, государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, иностранный банк или международная финансовая организация . Таким образом, заключение договора синдицированного займа в отсутствие среди созаймодавцев хотя бы одного профессионального участника финансового рынка невозможно.
  • Управляющий залогом – это лицо, которое, действуя от имени и в интересах всех кредиторов, заключивших договор, обязуется заключить договор залога с залогодателем и (или) осуществлять все права и обязанности залогодержателя по договору залога . В качестве управляющего залогом может выступать кредитный управляющий, если он будет наделен соответствующими полномочиями синдикатом кредиторов.

Будущее синдицированного кредитования Как говорит статистика, приведенная в этой статье, аналитики видят тенденции к росту рынка синдицированного кредитования в первую очередь за счет российских коммерческих банков, которые, выступая совместно, способны покрыть часть потребности крупного бизнеса в заемном финансировании. В связи с этим в самое ближайшее время кредитные институты начнут предлагать своим клиентам новые, объективно более совершенные инструменты кредитования. Кроме того, часть клиентов российских банков – юридических лиц, возможно, будет привлечена в качестве непосредственных кредиторов в проектах, для которых внутригосударственное финансирование будет приоритетным. Положения закона сейчас не производят впечатления норм, которые затронут существенную часть организаций. Несмотря на это, отечественная правовая система получила современный инструмент, позволяющий перевести часть крупных финансовых проектов в юрисдикцию России. Этот факт дает возможность русскоговорящим кредиторам и заемщикам совершать подобные сделки с гарантиями, а также не подключая к их структурированию, заключению и разрешению споров по ним иностранных юристов, консультантов и адвокатов. В любом случае, надеемся, что российский законодатель даст возможность использовать аналогичные нормы и для финансирования без участия кредитных организаций.

Источник: http://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/zakon-o-sindicirovannom-kreditovanii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.