Суть административного наказания

Сущность и содержание административного наказания

Суть административного наказания


В данной статье рассматриваются сущность и содержание административных наказаний. Приведены положения нормативно-правовых актов и мнения ученых по вопросам регулирования административного права. Показаны особенности раскрытия целей и функций административных наказаний в юридической литературе и нормативных актах.

Ключевые слова: административные наказания , административные правонарушения, общественная опасность, частная превенция, ст. 3.1 КоАП РФ, ст. 2.1 КоАП РФ.

Key words: administrative penalties, administrative offenses, public danger, private prevention, art. 3.1 of the Administrative Code of the Russian Federation, art. 2.1 of the Administrative Code of the Russian Federation.

Законодательство об административных правонарушениях по праву играет существенную роль в деле формирования и поддержания правопорядка, атмосферы общественной безопасности на территории нашего государства.

Им регламентируются запреты административно-правового характера, связанные с совершением определенных деяний (устанавливается их противоправность), а также предусмотренные за их совершение административные наказания (или наказуемость деяний).

Важное место в системе административного права занимают положения, описывающие сущность и содержание административных наказаний.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости творческого переосмысления основных положений об административных наказаниях, изложенных в нормативно-правовых актах и научной литературе, с целью их адаптации к современным правовым реалиям.

Значимой проблемой в настоящее время является тот факт, что в юридической литературе существует значительный разброс мнений по вопросу определение понятия и сущности данного понятия. Если анализировать разнообразные трактовки этого понятия, предложенные специалистами в административно-правовой сфере, то можно выявить различные толкования понятия «административного наказания»:

1) их рассматривают в качестве реакции государства на допущенное административное правонарушение;

2) в качестве меры ответственности в связи с административным правонарушением;

3) в качестве применяемых в отношении правонарушителей санкций, предусмотренных административно-правовыми нормами;

4) в качестве выражения отрицательной оценки от государства допущенного правонарушения и лица, его совершившего;

5) в качестве кары, т. е. причинения виновному лицу различных страданий, лишений, предусмотренных соответствующей санкцией;

6) в качестве вида административного принуждения либо принудительной меры государственного воздействия, применяемой к нарушителю соответствующих административно-правовых требований [4].

Можно предположить, что каждая из предложенных трактовок имеет право на существование, очерчивая различные грани и свойства рассматриваемого явления, проявляя его различные оттенки и характерные черты, в результате чего все они имеют право существовать и с теоретических позиций описывать понятие административного наказания либо быть основой для его формулировки.

Определение самого понятия «административное наказание» дается в Кодексе об административных правонарушениях. В части первой статьи 3.1 КоАП РФ указано:

«Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами» [1].

С точки зрения содержания представленного определения можно сделать вывод, что административные наказания имеют тесную связь с административными правонарушениями (отдельно от них не применяются, в отсутствие них не существуют), кроме этого административные наказания выполняют в основном предупредительную функцию.

Само понятие «административное наказание» приобрело свое определение в рамках административного законодательства достаточно недавно (после введения в действие КоАП РФ). Названный термин заменил собой конструкцию «административных взысканий».

Современными исследователями демонстрируется различное отношение к замене данных терминов и по-разному определяются причины такого решения российского законодателя. К примеру, М. С.

Студеникина причинами смены терминов называет то, что «любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности.

Сами же эти лишения или ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение» [9].

Нельзя не отметить, что в источниках можно наблюдать и другие высказывания на этот счет, в том числе, и прямо противоположные, сводящиеся к тому, что процесс смены терминологии демонстрирует непоследовательность отечественного законодателя в толковании административно-карательных санкций в совокупности с санкциями, регламентированными трудовым, дисциплинарным законодательством, девальвацию идеи обособленности уголовных наказаний, что влечет неизбежные сложности у правоприменителей [8].

Можно заключить, что решение законодателя заметить термины не является случайным. Оно было вызвано потребностями в приведении в соответствие формы с содержанием исследуемой юридической категории, что является правильным и корректным с позиций общего диалектического построения правового регулирования.

Отдельные исследователи указывают на то, что административные наказания выступают в качестве методов принуждения, во всех случаях выражаются исключительно в прямом воздействии на волю управляемых лиц, причем целью применения административного наказания всегда выступает необходимость наказания виновного лица в связи с его противоправным поведением. Некоторые специалисты прямо утверждают, что административными наказаниями оказывается значительное воздействие на степень обеспеченности правопорядка в государстве, создается основа для предупреждения как административных правонарушений, так и преступного поведения.

Данное понятие позволяет следующим образом определить сущностные признаки рассматриваемого явления [7]:

1) административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности;

2) административные наказания могут применяться лишь в связи с совершением административных правонарушений;

3) административные наказания могут применяться лишь в отношении лиц, которые признаны виновными в совершении каких-либо административных правонарушений;

4) административные наказания не должны затрагивать интересы других лиц и всегда имеют личный характер;

5) административные наказания представляет собой кару, состоящую в обусловленном таковым правонарушением лишении либо ограничении в правах и свободах правонарушителя;

6) административные наказания применяются достаточно широким перечнем органов или должностных лиц, а также судом, но в строго определенном законодательством порядке и с соблюдением предусмотренной в законе компетенции;

7) административные наказания во всех случаях имеют своим последствием состояние наказанности для правонарушителя.

Законодатель определил степень общественной опасности конкретного противоправного деяния, отразив ее в характере тех юридических последствий, которые наступают в связи с его совершением (виды и размеры наказаний, сроки давности для привлечения лица к административной ответственности).

Стоит признать справедливым применение более суровых санкций в связи с совершением более опасных деяний и, напротив, менее строгий — если деяние на столь существенно негативно отразилось на общественных отношениях.

Именно по санкциям, предусмотренным в связи с совершением административных правонарушений, появляется возможность судить относительно законодательной оценки степени общественной вредности или даже опасности конкретного поведения [2].

Важным признаком административного наказания по мнению Д. А. Липинского является то, «что по своему внутреннему содержанию наказание является карой за совершенное административное правонарушение.

В юридической литературе как в уголовно-правовой, так и административно-правовой, существует целая палитра мнений, от признания кары сущностью наказания до полного ее отрицания.

Причем наказание как кару рассматривают не только в юридическом, но и в философском и религиозном аспекте» [5].

По мнению В. К. Дуюнова «термин «кара» не является специфическим правовым. Это широкое общесоциальное понятие, которое употребляется там и тогда, где и когда речь идет о реализации ответственности виновного лица за совершенный им «грех», проступок, преступление — за зло, причиненное им государству, обществу или отдельному лицу.

Кара — это соответствующая негативная реакция государства, общества, общественного объединения или определенных лиц (например, родителей), а верующие скажут — бога, на неправильное поведение субъекта, нарушении им той или иной социальной (вовсе не только уголовно-правовой) нормы — нормы морали, религии, корпоративной, правовой» [3].

Д. А. Липинский считает, что «понятие «кары» с течением времени трансформировалось, в него стали вкладывать иное содержание.

Причем как Конституция РФ, так и международные нормативные правовые акты устанавливают ряд важных запретов, свойственных современному цивилизованному обществу и основанному на его культуре, традициях, менталитете.

В статье 21 Конституции РФ закрепляется, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [7].

В «Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» в ст. 3 указывается, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращение или наказанию»

Поэтому в настоящее время сущность понятия «кара» существенно изменилась и включает в себя наложение на правонарушителя установленных законом ограничений. Цель кары — побудить в правонарушителе неприятные эмоциональные реакции и переживания, ментально связанные с совершенным правонарушением.

Хотя в сознании современного общества само понятие «кара» по-прежнему понимается как синоним неоправданно жестокого и унизительного для правонарушителя возмездия за совершенный проступок, в то же время необходимо согласиться с необходимостью наказательного воздействия на граждан, нарушающих положения закона.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в своем современном понимании понятие «кара» представляет собой справедливую меру общественного правомерного воздействия на правонарушителя за нарушение установленных законом норм и правил.

Физические и моральные страдания правонарушителя в настоящее время не являются ни целью, ни содержанием наказания.

Далее необходимо рассмотреть следующий важный признак административного наказания. В основании административного наказания располагается понятие административного правонарушения. Сущность этого понятия сформулирована в статье 2.1 КоАП:

«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [1].

Заслуживает внимания по этому вопросу позиция Д. А. Липинского, которая состоит в том, что «исходя из приведенного определения, а также из положений, которые выработаны теорией государства и права, а также наукой административного права можно сформулировать следующие признаки административного правонарушения:

— это деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица;

— данное деяние является административно-противоправным;

— данное деяние является общественно опасным, то есть оно либо причиняет вред общественным отношениям, либо ставит общественные отношения под угрозу причинения вреда;

— субъектами данного деяния могут быть как физические, так и юридические лица;

— за данное деяние предусмотрена административная ответственность;

— деяние, которое совершено субъектом должно быть виновным, то есть наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения» [6].

С точки зрения понимания сущности административного правонарушения важно установить, содержит ли оно в своем составе признак общественной опасности. Существует точка зрения, что признак общественной опасности деяния характеризует только преступления, а не правонарушения.

В то же время можно с полной уверенностью утверждать, что в административных правонарушениях присутствует такой признак, как общественная опасность деяния. Отличие административного правонарушения от уголовного преступления заключается в характере и степени общественной опасности.

Это заключение можно утверждать на основании содержания административного законодательства.

В статье 2.9 КоАП РФ указывается:

«При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием» [1].

Источник: https://moluch.ru/archive/336/75167/

Административное наказание: понятие и виды

Суть административного наказания

Административное наказание является разновидностью мер административного принуждения. Однако оно заметно выделяется среди других подобных мер. В качестве его отличительных деталей выделяют:

  • карательный характер,
  • специфические цели,
  • использование в строго урегулированном процессуальном порядке.

Таким образом, можно вывести понятие административного наказания.

Определение 1

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, используемая в целях предупреждения совершения новых нарушений закона как лично правонарушителем, так и прочими лицами.

В качестве действующих административных наказаний признаются только те, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, он же регулирует порядок их назначения.

Так, например, воспрещение эксплуатации транспортных средств по причине несоответствующего технического состояния, отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения глав муниципальных организаций из-за ненадлежащего исполнения ими собственных обязанностей, отзыв лицензии и другие подобные принудительные меры, предусмотренные разными федеральными законами, не являются административными наказаниями, поскольку КоАП РФ не регулирует порядок использования данных мер.

Административные наказания используются за несоблюдение норм административного, конституционного, трудового, экономического, гражданского, уголовно-процессуального и прочих отраслей права.

Суть назначения данного наказания в том, что оно наносит нарушителю правовой урон, усугубляет его правовое положение, ограничивая тем самым некоторые права и накладывая дополнительные обязанности.

Кроме того, создается состояние наказанности, которое прекращается, если виновный не совершил нового административного правонарушения на протяжении года.

Административные наказания практически постоянно выражаются государством в лице уполномоченных органов и их должностных лиц официально и гласно. Наказание по сути не является конечной самоцелью, оно призвано воспитать не только нарушителя, но и общество в целом. Воспитание это построено в духе почтения к закону и правопорядку, во избежание совершения новых правонарушений.

Конечной же, целью практики использования административных санкций считается частная и общественная превенция административных и других правонарушений. Таким образом, в некой мере административные наказания предупреждают правонарушения.

Виды административных наказаний

Замечание 1

Как уже отмечалось, административными наказаниями признаются те меры административного принуждения, нормы которых регулирует КоАП РФ.

Итак, за совершение административных правонарушений он предусматривает следующие виды административные наказания:

  1. Предупреждение – официально воплощенная отрицательная оценка поведения нарушителя со стороны государства в лице уполномоченных органов и их должностных лиц. Оно также является и своеобразным предостережением о недопустимости совершения противоправных поступков в дальнейшем. Обычно предупреждение выносится лицам, совершившим малозначительное административное правонарушение и впервые. Однако не следует путать предупреждение с устным замечанием, которое выносится на месте нарушения работником органов внутренних дел в адрес, например, нарушителей правил дорожного движения.
  2. Административный штраф – валютное взыскание, налагаемое за административные нарушения закона. Он может выражаться в различной величине, например, кратной минимальному объему оплаты труда, сумме неуплаченных налогов, сумме преступной денежной операции и т. д.
  3. Возмездное изъятие орудия либо предмета совершения административного правонарушения – это принудительное изъятие отмеченных объектов. Затем они реализуются с передачей полученной суммы бывшему владельцу за минусом затрат по реализации изъятого предмета. Такой вид административной санкции назначается только судьей.
  4. Конфискация орудия либо предмета совершения административного нарушения закона у правонарушителя. Сущность конфискации состоит в том, что право принадлежности на имущество принудительно и бескорыстно переходит от нарушителя к государству. Данное наказание также назначается судьей.
  5. Лишение специального права. К их числу относятся, например, право управления транспортными средствами, право охоты, право на использование радиоэлектронных средств и другие. Такой вид административного наказания назначается, если лицо злоупотребляет предоставленными специальными правами и ошибочно пользуются ими. Срок лишения может составлять от одного месяца до двух лет и назначается судьей.
  6. Административный арест – это кратковременная изоляция от общества на срок менее 15 суток за совершение административных правонарушений близких к преступлениям. В ситуации несоблюдения требований режима чрезвычайного положения либо режима в зоне проведения контртеррористической операции арест может быть назначен сроком до 30 суток. Он назначается судьей и считается самой жесткой мерой административного принуждения.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – принудительное и контролируемое движение предписанных лиц через государственную границу РФ, за ее пределы. Этот вид административного наказания назначается судьей или соответствующими должностными лицами (если нарушение закона совершено при заезде в РФ).
  8. Дисквалификация – лишение физического лица права занимать управляющие должности в исполнительном органе управления, права входить в совет директоров, права заниматься предпринимательской деятельностью. Дисквалификация назначается исключительно в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.
  9. Административное приостановление деятельности – это временное прекращение работы лиц, например, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица . Оно используется в случае угрозы жизни либо здоровью людей, возникновения эпидемии, техногенной катастрофы, причинения большого ущерба состоянию окружающей среды и т. д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/otvetstvennost_po_administrativnomu_pravu/administrativnoe_nakazanie_ponyatie_i_vidy/

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Суть административного наказания

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

  1. Мера наказания определяется КоАП и законом об административных правонарушениях, который действует на территории конкретного субъекта РФ. Она не может быть больше или меньше установленных норм.
  2. Наказание не назначают, когда пройдет два месяца со дня, когда было совершено административное правонарушение. Аналогичная норма действует, если правонарушение было обнаружено два месяца назад. Это подразумевает действие или бездействие, при котором нарушитель выполняет или не выполняет обязанности. Например, это нелицензированная деятельность юридических лиц или ИП. Днем обнаружения называется день, в который должностное лицо обнаружило имеющиеся нарушения закона. В идеале, в этот день должен быть составлен протокол, а затем дело об административном правонарушении направляется в соответствующие инстанции. Но есть и исключения. Если обнаружено несоблюдение таможенного, валютного или антимонопольного законодательства, наказание может быть назначено в течение одного года. Отправить протокол на рассмотрение в соответствующие органы можно как со дня нарушения, так и со дня обнаружения.
  3. Если административное наказание назначается физическому лицу, судьи учитывают особенности совершенного правонарушения, личность виновного, его материальное состояние. Принимаются во внимание обстоятельства, которые отягчают или смягчают административную ответственность. Аналогичным образом за нарушение административного порядка наказываются юридические организации.
  4. Физические и юридические лица не прекращают свою работу после того, как суд назначит административное наказание. Но им предстоит выполнять обязанности, которые они не исполняли.
  5. За одно и то же нарушение дважды не наказывают.
  6. Если лицо совершило два и более административных нарушения, каждое из них наказывается отдельно.
  7. Если совершенное действие или бездействие предусматривается двумя и более статьями КоАП, виновному назначается более строгое административное наказание.

Замечание 1

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности.

Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних.

От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Определение 1

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Опиши задание

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе.

Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос.

и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права.

Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы.

В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Пример 1

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет.

Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу.

Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП.

Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения.

Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи.

Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ.

Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnye-nakazanija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.