Приказ об утверждении положения о служебном расследовании

Приказ Минтранса РФ от 08.07.2008 N 97 Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте

Приказ об утверждении положения о служебном расследовании

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 июля 2008 г. N 97

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА

ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ПОВЛЕКШИХ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ

ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В соответствии с пунктом 5.2.34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 “Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте.

Министр

И.Е.ЛЕВИТИН

Утверждено

Приказом Минтранса России

от 8 июля 2008 г. N 97

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА

ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ПОВЛЕКШИХ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ

ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте (далее – Положение), устанавливает порядок служебного расследования и учета случаев травмирования граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

2.

Настоящее Положение применяется при служебном расследовании и учете транспортных происшествий, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования в результате наезда железнодорожного подвижного состава, зажатия автоматическими дверями подвижного состава при посадке (высадке) пассажиров в вагон (из вагона), зажатия между подвижным составом и искусственным сооружением и в иных случаях, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан в результате движения железнодорожного подвижного состава (далее – транспортное происшествие).

3. Транспортные происшествия, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан в результате крушения, аварии, столкновения с автотракторной техникой, расследуются и учитываются в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2006 г.

N 163 “Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий” (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2007 г.

, регистрационный N 8840) .

——————————–

Опубликован в газете “Российская газета”, N 25 от 07.02.2007.

Транспортные происшествия и иные происшествия на железнодорожном транспорте, в результате которых пострадали работники и другие лица, участвующие в производственной деятельности субъекта железнодорожного транспорта, перевозчика и владельца железнодорожного подвижного состава (далее – работодатель) при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, а также при выполнении работ (своих должностных обязанностей) на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта работниками сторонних организаций расследуются в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

Транспортные происшествия и иные происшествия на железнодорожном транспорте, в результате которых пострадали застрахованные пассажиры, расследуются и учитываются в соответствии с Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г.

N 30 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте” (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2002 г., регистрационный N 3675) в редакции Приказа Минтранса России от 28 марта 2007 г.

N 35 “О приведении нормативной правовой базы Министерства транспорта Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации в связи с решениями Верховного Суда Российской Федерации” (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9307) .

——————————–

Опубликован в газете “Российская газета”, N 98 от 11.05.2007.

II. Служебное расследование транспортных происшествий,

повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан,

не связанных с производством на железнодорожном транспорте,

и порядок оформления его результатов

4.

При транспортном происшествии, повлекшем причинение вреда жизни или здоровью граждан, перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования (далее – субъект железнодорожного транспорта) должен организовать незамедлительную передачу по телефону, телеграфным или электронным средствам связи сообщения в органы внутренних дел на транспорте.

Субъект железнодорожного транспорта своим документом определяет порядок передачи информации о транспортном происшествии причастным организациям и их взаимодействия в его расследовании.

5. При получении информации о транспортных происшествиях, указанных в пункте 2 настоящего Положения, субъектом железнодорожного транспорта проводится служебное расследование с участием представителей органов внутренних дел на транспорте.

6. Работники субъекта железнодорожного транспорта, кроме работников, обслуживающих пассажирские скоростные поезда в пути следования, при транспортном происшествии с гражданами организовывают:

оказание помощи пострадавшим;

вызов скорой медицинской помощи;

отправку пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место транспортного происшествия медицинских работников;

сохранение до начала расследования транспортного происшествия обстановки на момент транспортного происшествия, если это не мешает движению железнодорожного подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью пострадавшего и других лиц, а в случае невозможности ее сохранения – фиксирование сложившейся обстановки (составление схем, планов и др.).

7. В ходе расследования транспортного происшествия владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, на территории которого произошло транспортное происшествие, оформляются следующие материалы:

акт осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории, схемы нахождения пострадавшего (пострадавших) и расположение железнодорожного подвижного состава в момент транспортного происшествия, фото- и (или) видеосъемка и другие материалы, характеризующие данное транспортное происшествие;

сведения о погодных условиях, зафиксированных на момент транспортного происшествия;

справка о техническом состоянии железнодорожного подвижного состава;

справки о состоянии объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеющих отношение к расследуемому транспортному происшествию;

справка о результатах расшифровки скоростемерной ленты;

список пострадавших с предварительными диагнозами по результату(ам) осмотра бригадой(ами) скорой медицинской помощи;

сведения о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, их объяснения, заключение об их медицинском освидетельствовании, проведенном в установленном порядке;

объяснения очевидцев транспортного происшествия и пострадавших по возможности.

8. Служебное расследование транспортного происшествия, в том числе с участием нескольких человек, в результате которого одному или нескольким пострадавшим причинен легкий вред здоровью, проводится в течение пяти дней.

Служебное расследование транспортного происшествия, в том числе с участием нескольких человек, в результате которого одному или нескольким пострадавшим причинен тяжкий вред здоровью, или несчастного случая, в том числе с участием нескольких человек, повлекшего смерть пострадавшего (пострадавших), проводится в течение 15 дней.

9. По результатам служебного расследования на каждого пострадавшего субъектом железнодорожного транспорта составляется акт служебного расследования транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством (приложение к настоящему Положению).

III. Отчетность и учет

10. Транспортные происшествия, связанные с причинением ущерба жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом, указанные в пункте 2 настоящего Положения, учитываются субъектом железнодорожного транспорта, на территории которого они произошли.

Сверка имеющихся учетных данных о транспортных происшествиях с данными органов внутренних дел на транспорте осуществляется ежемесячно.

11.

На основе материалов служебного расследования руководителем субъекта железнодорожного транспорта проводится анализ транспортных происшествий, разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению повторения аналогичных транспортных происшествий, ведется учет лиц, которым субъект железнодорожного транспорта производит компенсационные выплаты, размер и порядок уплаты которых устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Руководители субъектов железнодорожного транспорта по запросу федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и органов местного самоуправления предоставляют в федеральные органы исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и органы местного самоуправления данные о произошедших транспортных происшествиях.

Приложение

к Положению (п. 9)

Образец

Источник: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintransa-rf-ot-08072008-n-97/

Служебное расследование на предприятии: порядок проведения

Приказ об утверждении положения о служебном расследовании

Служебное расследование — это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну.

Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков.

Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно.

Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону.

А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

  • прогул или неявка на рабочее место;
  • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
  • нанесение серьезного материального ущерба;
  • превышение полномочий.

Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

Шаг 1. Фиксация нарушения

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно.

Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт.

На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Шаг 3. Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием.

Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию.

Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной.

Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования.

Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

Шаг 4. Получение объяснений работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.

03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики.

Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт.

Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений.

Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека).

После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

Сроки служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится.

По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка.

В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Образец приказа о назначении комиссии

Источник: https://ppt.ru/forms/ohrana-truda/sluj-rassledovanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.