Понятие состав административного правонарушения его элементы

Понятие, состав административного правонарушения, его элементы

Понятие состав административного правонарушения его элементы

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного правонарушения законодательно закреплено административно-правовой нормой КоАП и содержит все признаки административного правонарушения.

Несмотря на это, многие ученые не учитывают изложенную позицию законодателя и выдвигают свои формулировки признаков.

Установленные же законодателем правила поведения являются общеобязательными и подлежат охране со стороны государства.

Исходным в характеристике указанных признаков является деяние. Это акт волевого поведения, который выражается в действии либо бездействии.

Законодатель установил, что правонарушением может быть только конкретное поведение человека, а не мысли и убеждения человека.

Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает выводи о невозможности привлечения к административной ответственности за мысли и убеждения.

Деяние может быть выражено в форме действия — активного поведения, противоречащего установленной административно-правовой норме, либо бездействия — пассивного поведения — невыполнения предписанных законом правил поведения лицом, на которое возложена обязанность действовать определенным образом.

Признак противоправности заключается в совершении деяния, нарушающего или не выполняющего административно-правовые нормы.

Виновность деяния означает, что оно должно быть совершено умышленно или по неосторожности. Административно-правовой нормой установлены именно две эти формы.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения, ее отсутствие исключает признание деяния административным правонарушением, даже при формальном обладании признака противоправности.

Административной ответственностью является наступление неизбежного юридического последствия — назначение административного наказания, установленного КоАП, законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Признаки, содержащиеся в понятии административного правонарушения, необходимо рассматривать в совокупности с его юридическим составом. Так, деяние, обладающее всеми признаками административного правонарушения, может не обладать юридическим составом.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям.

Несмотря на то что признаки состава административного Правонарушения представляют собой неделимое целое, они группируются по элементам состава.

Элементом состава административного правонарушения является Однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Элементами административного правонарушения являются:

  • объект правонарушения;
  • объективная сторона правонарушения;
  • субъект правонарушения;
  • субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности, на которые посягает деяние. Объект правонарушения по широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, подразделяется на общий, родовой и видовой объект.

Общий объект — вся совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного права, возникающих в сфере государственного управления, а в ряде случаев — конституционного, экологического, таможенного, финансового, налогового и других отраслей права.

Родовым объектом являются группы однородных, близких по содержанию общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных деяний. Родовые объекты перечислены в ст. 1.

2 КоАП и сформулированы в главах Особенной части раздела II КоАП (права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность и др.).

Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

Видовой объект представляет собой непосредственно охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на материальные и формальные.

Состав административного правонарушения материальный, если в формулировке диспозиции правовой нормы административного правонарушения указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними.

При формальном составе наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.

Объективная сторона правонарушения — специфические общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Обязательным признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

Факультативными признаками объективной стороны являются место, время, способ, средство совершения правонарушения если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки, как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение и способное понести административную ответственность. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП), а также юридическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Факультативные признаки выступают в виде цели и мотива и служат квалифицирующими признаками правонарушения, если содержатся в диспозиции нормы.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Просмотры сегодня: 2 546

Источник: https://lexguide.ru/administrativnyj-process/ponyatie-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya-ego-elementy.html

Понятие состава административного правонарушения и его элементы

Понятие состав административного правонарушения его элементы

Квалификацияпреступления и административногоправонарушения предполагает наличиесостава правонарушения — объективныхи субъективных элементов, позволяющихустановить наличие признаковпротивоправного деяния или их отсутствие.В последнем случае в соответствии сост. 24.5 КоАП РФ производство по делуоб административном правонарушении неможет быть начато, а начатое подлежитпрекращению.

Подсоставом административного правонарушенияследует понимать совокупностьпредусмотренных законом (КоАП РФ ипринимаемых в соответствии с ним законовсубъектов федерации об административныхправонарушениях) объективных исубъективных признаков, характеризующихпротивоправное деяние как правонарушение.

Подпризнакомсоставаадминистративного правонарушенияпонимается обобщенное юридическизначимое свойство, присущее всемадминистративным правонарушениям.

Выделение и законодательное закреплениепризнаков состава определенного видаправонарушений производится путеманализа реальных правонарушений этоговида.

Конкретные виды правонарушенийописываются в нормах Особенной части(раздела II) КоАП РФ или в нормах законовсубъектов РФ об административныхправонарушениях с различной степеньюполноты.

Кпримеру, нарушение правил хранения,комплектования, учета или использованияархивных документов (ст. 13.20 КоАП РФ)вообще не расшифровывается, а ненадлежащееуправление юридическим лицом (ст. 14.

21)описывается с достаточной полнотой:«Ненадлежащее управление юридическимлицом, то есть использование полномочийпо управлению организацией вопреки еезаконным интересам и (или) законныминтересам ее кредитора, повлекшееуменьшение собственного капиталаорганизации и (или) возникновениеубытков».

Однако ни в одной законодательнозакрепленной норме описание соответствующеговида административного правонарушенияне является исчерпывающим.

Этими нормамипредусматриваются признаки, выражающиеспецифику данного вида правонарушения,а признаки, характерные вообще длялюбого административного правонарушения,предусмотрены нормами Общих положений(раздела I) КоАП РФ. Такие, например,признаки, как возраст, по достижениикоторого наступает административнаяответственность (ст. 2.

3), или вменяемостьфизического лица, совершившего деяние(ст. 2.8), или специфика привлечения кадминистративной ответственностиюридических лиц (ст. 2.10) и др.предусмотрены в Общих положенияхКодекса, чтобы избежать ненужныхповторений во всех статьях Особеннойчасти Кодекса или соответствующихстатьях законов субъектов федерацииоб административных правонарушениях.

Такимобразом, юридические признаки, образующиесостав того или иного вида правонарушения,предусматриваются как в диспозицияхправовых норм Особенной части кодексаили закона субъекта РФ (признаки,придающие данному виду административногоправонарушения его индивидуальность),так и в ряде норм Общих положений КоАПРФ (признаки, повторяющиеся при совершениивсех административных правонарушений).

Признаки, образующие состав того илииного правонарушения, представляютсобой органическое единство: отсутствиехотя бы одного из необходимых признаковозначает отсутствие составаадминистративного правонарушения вцелом.

Поэтому состав административногоправонарушения нередко определяетсяне просто как совокупность, а как системапризнаков, чтобы особо подчеркнутьнеразрывное единство составаправонарушения.

Несмотряна то, что признаки, образующие составадминистративного правонарушения,представляют собой неделимое целое,при теоретическом анализе они группируютсяпо элементам состава.

Под элементомсостава административного правонарушенияпонимается однородная группа юридическихпризнаков, характеризующих правонарушениес какой-то одной стороны.

Всего в структурусостава административного правонарушениявходят следующие четыре элемента:

1)объект правонарушения;

2)объективная сторона правонарушения;

3)субъект правонарушения;

4)субъективная сторона правонарушения.

Объектправонарушения —это общественные отношения, на которыепосягает деяние. Объектадминистративного проступка —необходимый элемент состава каждогопроступка.

Не может быть признаноадминистративным правонарушениемдеяние, которое не направлено ни накакой объект или направлено на объект,не охраняемый законодательством обадминистративных правонарушениях.

Пошироте круга общественных отношений,на которые происходит посягательство,в науке административной юрисдикциипринято различать общий, родовой(специальный) и видовой (непосредственный)объект.

Общийобъект —это вся совокупность общественныхотношений, урегулированных нормамиправа и охраняемых мерами административнойответственности.

Подродовым(специальным) объектомпонимается круг общественных отношений,на которые посягает значительная группаоднотипных правонарушений. Такиеправоохраняемые общественные отношенияуказаны в заголовках гл. 5—21 КоАП РФили в наименовании законов субъектовРФ об административных правонарушениях:

  • права граждан;
  • здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность;
  • собственность;
  • общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования и т.д.

Видовой(непосредственный) объект —это конкретное охраняемое мерамиадминистративной ответственностиобщественное отношение, на котороепосягает одно или несколько сходныхправонарушений, образующих узкую группув рамках одной главы Особенной частиКоАП РФ или определенной статьи законасубъекта РФ об административныхправонарушениях.

Например, все видынарушений санитарно-эпидемиологическихтребований (ст. 6.3—6.7) своимнепосредственным объектом имеют здоровьеи санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения. При этом впроцессе правоприменения важно юридическиграмотно определить конкретную нормуправа (правила, требования, запретыи др.

), которая была нарушена и содержитописание видового (непосредственного)объекта посягательства.

https://www.youtube.com/watch?v=pGVrQHqKr5I

Вторымэлементом состава административногоправонарушения является группаюридических признаков, характеризующихобъективнуюсторону правонарушения,под которой понимается конкретнаяразновидность противоправного деяния(действий или бездействия), наносящеговред или ущерб правам граждан илиобщегосударственным (публично-правовым)интересам, охраняемым законодательствомоб административных правонарушениях(признаки объективной стороны проступкаобычно указываются в диспозиции правовойнормы). Причем деяние является как быядром всей совокупности признаковобъективной стороны, которое объединяетвсе остальные признаки в одну систему:и место его совершения, и время, и способ.

Посвоей конструкции с точки зренияобъективной стороны составы административныхправонарушений подразделяются на:

  • материальные — выражающиеся в таком формулировании диспозиции правовой нормы административного правонарушения, когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними;
  • формальные — когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.

Субъектправонарушения —это лицо, совершившее административно-наказуемоедеяние и в соответствии с законодательствомспособное нести за него административнуюответственность.

Субъектом административногоправонарушение может быть вменяемоефизическое лицо, достигшее к моментуправонарушения шестнадцатилетнеговозраста (ст. 2.3 КоАП РФ), а такжеюридическое лицо.

В соответствии с КоАПРФ особенностями субъекта является то,что должностные лица имеют повышеннуюответственность, еще большая меранаказания предусмотрена для юридическихлиц.

Дляпризнания физического лица, совершившегопротивоправное деяние, субъектомадминистративного проступка необходимоустановить, что оно по своему психическомусостоянию и возрасту имело возможностьправильно ориентироваться в происходящихсобытиях и явлениях окружающейдействительности.

Законпризнает ответственными субъектамиправонарушений дееспособных и вменяемых,т.е. всех лиц, достигших определенноговозраста и обладающих полноценнойпсихикой.

Малолетние и психическибольные не обладают необходимым сознаниеми волей, чтобы осознанно разрешать теили иные жизненные ситуации: дети —вследствие недостаточного психическогои физического развития, а душевнобольные —вследствие патологического развития(слабоумия) или деградации сознания(душевная болезнь).

Законустанавливает различные возрастныеграницы деликтной правосубъектности.Так, уголовная ответственность наступаетпо достижении 16 лет, а за отдельные видыпреступлений — с 14 лет, административнаяответственность — с 16 лет. Неодинаковыйвозраст ответственности устанавливаетсяс учетом степени общественной опасностиправонарушений, значимости тех благ,на которые они посягают.

Впервыев Кодексе (в примечании к ст. 2.4 КоАПРФ) определено понятие должностноголица. Ст. 2.5 КоАП РФ определеныособенности привлечения к административнойответственности военнослужащих и иныхлиц, на которых распространяется действиедисциплинарных уставов.

Согласност. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане,лица без гражданства и иностранныеюридические лица, совершившие натерритории Российской Федерацииадминистративные правонарушения,подлежат административной ответственностина общих основаниях.

Вопрособ административной ответственностииностранного гражданина, пользующегосяиммунитетом от административнойюрисдикции РФ в соответствии с федеральнымизаконами и международными договорамиРФ и совершившего на территории РФадминистративное правонарушение,разрешается в соответствии с нормамимеждународного права.

Определеннымиособенностями обладают и такие субъектыадминистративных правонарушений, какродители или иные законные представителинесовершеннолетних детей (ст. 5.35 КоАПРФ).

Понятиеюридического лица как субъектаадминистративного правонарушения вКоАП РФ отсутствует. Согласно п. 1 ст.

 48Гражданского кодекса РФ юридическимлицом признается коммерческая илинекоммерческая организация, котораяимеет в собственности, хозяйственномведении или оперативном управленииобособленное имущество и отвечает посвоим обязательствам этим имуществом,может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личныенеимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде. Видыорганизационно-правовых форм юридическихлиц — коммерческих и некоммерческихорганизаций — определены соответственноп. 2, 3 ст. 50 Гражданского кодексаРФ.

Всоответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ кюридическому лицу могут быть примененытолько следующие виды административныхнаказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное приостановление деятельности.

Вч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ установленоправило, согласно которому назначениеадминистративного наказания юридическомулицу не освобождает от административнойответственности за данное правонарушениевиновное физическое лицо, равно как ипривлечение к административной илиуголовной ответственности физическоголица не освобождает от административнойответственности за данное правонарушениеюридическое лицо.

Субъективнаясторона административного правонарушенияпредполагает выявление признаков винылица в форме умысла или неосторожности.

Нарядус указанными обязательными признакамисубъективной стороны могут быть ифакультативные — мотив и цель. Еслиони указаны в диспозиции нормы, то ониявляются квалифицирующими признакамиправонарушения.

Вст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти двеформы вины:

1.«Административное правонарушениепризнается совершенным умышленно, еслилицо, его совершившее, сознавалопротивоправный характер своего действия(бездействия), предвидело его вредныепоследствия и желало наступления такихпоследствий или сознательно их допускалолибо относилось к ним безразлично.

2.Административное правонарушениепризнается совершенным по неосторожности,если лицо, его совершившее, предвиделовозможность наступления вредныхпоследствий своего действия (бездействия),но без достаточных к тому основанийсамонадеянно рассчитывало на предотвращениетаких последствий либо не предвиделовозможности наступления таких последствий,хотя должно было и могло их предвидеть».

Вотличие от уголовного законодательства,при классификации форм вины в цитируемойстатье КоАП РФ не указаны наименованиявидов умысла (прямой или косвенный) инеосторожности (легкомыслие и небрежность),хотя в диспозиции анализируемой правовойнормы эти виды раскрыты.

Иззаконодательных определений (ч. 1ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ) следует,что принцип виновной ответственностив равной мере действует в отношении какфизических, так и юридических лиц.

КоАПРФ вину предусмотрели в качестве одногоиз элементов состава административногоправонарушения, по которым субъектомответственности выступает юридическоелицо.

ВКоАП РФ согласно ч. 2 ст. 2.1 «юридическоелицо признается виновным в совершенииадминистративного правонарушения, еслибудет установлено, что у него имеласьвозможность для соблюдения правил инорм, за нарушение которых КоАП РФ илизаконами субъекта РФ предусмотренаадминистративная ответственность, ноданным лицом не были приняты все зависящиеот него меры по их соблюдению».

Всвязи с тем, что понятие вины юридическоголица в КоАП РФ дано недостаточно полно,рассмотрим существующее в административномправе двоякое понимание вины юридическоголица, включающее объективный и субъективныйподходыВикторовИ. Административная ответственностьюридических лиц // Законность. 2001. № 6;Черкаев Д.И. Административнаяответственность юридических лиц //Законодательство. 2001. № 11. и др..

Объективнаявина — вина организации, обусловленнаяпротивоправным деянием юридическоголица, совершившего и (или) не предотвратившегоэто деяние, т.е. это вина, обусловленнаяобъективной стороной составаправонарушения.

Субъективнаявина — отношение организации в лицеее представителей (работников,администрации, должностных лиц и т.д.)к противоправному деянию, совершенномуэтой организацией.

Кпримеру, в соответствии с п. 4 ст. 110Налогового кодекса РФ вина организациив совершении налогового правонарушенияопределяется в зависимости от вины еедолжностных лиц либо ее представителей,действия (бездействие) которых обусловилисовершение данного налоговогоправонарушения.

Спецификабольшинства публично-правовыхправоотношений такова, что делаетневозможным привлечение к административнойответственности юридического лица припонимании вины в субъективном аспекте(за исключением, пожалуй, налоговыхправонарушений)ЧеркаевД.И. Административная ответственностьюридических лиц // Законодательство.2001. № 11..

Источник: https://studfile.net/preview/2714091/page:29/

Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Понятие состав административного правонарушения его элементы

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

a) Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

b) Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

c) Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

d) Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Вопрос 63. Административно-процессуальная правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.(не нашел)\

Вопрос 64. Понятие, признаки административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признакиадминистративного правонарушения.

Деяние: действие или бездействие.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.



Источник: https://infopedia.su/16xd23e.html

Понятие состава административного правонарушения и элементы структуры состава административного правонарушения

Понятие состав административного правонарушения его элементы

Под составом административного правонарушения (проступка) понимается совокупность закрепленных КоАП признаков (элементов), наличие которых влечет административную ответственность.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного проступка являются общественные отношения. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты проступков.

Общимобъектом всех административных правонарушений (проступков) являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

В основу классификации административных проступков положен родовой объект, под которым подразумевается однородная группа общественных отношений (права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, порядок управления и т.д.).

Видовой объект – разновидность родового, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода.

Непосредственный объект административного правонарушения (проступка) – конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство.

В КоАП непосредственный объект проступка сформулирован в конкретных статьях соответствующих глав Особенной части. В ряде случаев непосредственным объектом признается предмет посягательства.

Воздействуя на него, правонарушение воздействует тем самым и на общественные отношения.

Объективная сторона административного правонарушения – это система признаков, характеризующих внешнюю сторону правонарушения. Признаками объективной стороны является деяние(действие, бездействие), последствия деяния, причинно-следственная связь между деянием и его последствиями.

Последствия и причинная связь для многих административных правонарушений не имеют значения. Обязательным и главным признаком является деяние, выражаемое в форме действия или бездействия. Факультативные признаки: способ, средства, место, время и обстановка, которые также могут отсутствовать.

Способ совершения административного правонарушения – это совокупность приемов и методов (например, способы совершения хищения: кража, мошенничество и т.д.).

Средства (физические эффекты (электроудочка) или орудия): например, орудия охоты или рыбной ловли и т.д.

Место и время: нецензурная брань в общественном месте; в запретное время (1-й вид) не допускается рыбная ловля (ст. 15.35.КоАП), нарушение сроков (2-й вид) выплаты заработной платы.

Обстановка – внешние условия, описанные в норме. Например: оскорбление должностного лица при исполнении им служебных обязанностей (ст. 23.5.КоАП).

Субъект. В административно-деликтном праве субъектов делят на: общие и специальные.

Общие субъектыобладают общими признаками: возраст и вменяемость.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Физическое лицо в возрасте от 14 до 16 лет подлежит административной ответственности лишь за административные правонарушения предусмотренные ст. 4.3. КоАП: умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1), мелкое хищение (ст. 10.5), умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9) и др.

Вменяемость – способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими во время совершения административного правонарушения. Невменяемость – это не способность сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

Специальные субъекты, кроме общих признаков, обладают дополнительными: должностное лицо, наниматель, военнообязанный, рецедивист и т.д.).

К специальным субъектам относятся лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч.1ст.4.7.КоАП).

При этом должностные лица подлежат ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и за подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.

Субъективная сторона включает вину, мотив и цель.

Вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ст. 3.2 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее: 1) сознавало противоправность своего деяния; 2) предвидело вредные последствия деяния; 3) желало наступления вредных последствий.

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее: 1) сознавало противоправность своего деяния; 2) предвидело его вредные последствия; 3) не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее: 1) предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния; 2) без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее: 1) не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния; 2) при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Мотив – это повод к действию, желание, побуждающее к совершению поступка. Чаще всего рассматривается в качестве дополнительного признака. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

Цель – это то, чего стремится достичь правонарушитель. В КоАП цель указывается при описании отдельных административных правонарушений (ст.10.7, ст. 11.4 КоАП и др.).

Источник: https://poisk-ru.ru/s43374t9.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.