Подведомственность судов общей юрисдикции

Подведомственность дел

Подведомственность судов общей юрисдикции

В процессуальном правке встречается термин “подведомственность дел”, часто без расшифровки. Так что это такое? И для чего эта информация гражданину, который не имеет отношение к юриспруденции?

С помощью подведомственности заинтересованное в защите прав лицо определяет уполномоченный на рассмотрение его спора орган. Перед подачей искового заявления, да и в целом до обращения в суд или с жалобой в государственный орган, нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов и иных организаций разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, защита трудовых прав может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Или в суд общей юрисдикции.  

Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Разновидность подведомственности дел

По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

  • судебная – заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
  • административная – полномочия административных органов (органов власти);
  • общественная – полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.

Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной защиты. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

Судебная подведомственность дел

Включает несколько видов:

  • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда. Принятие решения иным органом исключено. Например, о восстановлении на работе, о признании членом семьи нанимателя.
  • альтернативная, когда дело рассмотрит по существу один из органов по выбору заявителя. Например, суд либо Государственная инспекция труда. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. Когда заинтересованное лицо сначала обращается в орган власти (как досудебный порядок урегулирования спора), право на обращение в суд не утрачивается;
  • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
  • императивная (условная) подведомственность дел, когда закон предусматривает строгий порядок разрешения спора. А именно соблюдение досудебного порядка. И если заинтересованное лицо нарушит такой порядок и обратится сразу в суд, то последует возвращение иска.

Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении правил подведомственности, суд вернет иск. А если все-же примет его к производству, дело суд направит по подведомственности сам. Но это всегда означает увеличение общего срока рассмотрения спора. Что не всегда хорошо.

Следует заметить, при предъявлении в суд иска, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая – к арбитражному суду, только если разделение требований недопустимо иск рассмотрит суд общей юрисдикции.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя – разграничивает полномочия судов одной системы по рассмотрению спора. Например, в системе судов общей юрисдикции  – мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд.

Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тех дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности – ниже).

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) суды общей юрисдикции рассмотрят споры:

  • сторонами которых выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений. Они не связаны предпринимательской деятельностью и не имеют такого статуса;
  • о выдаче судебного приказа;
  • дела особого производства;
  • оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
  • об исполнении решений иностранных судов.

В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью:

  • по-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
  • во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью.

Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи), то иск он подаст в суд общей юрисдикции.

Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды.  Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели.

Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ). 

Что касается подведомственности дел административного производства, их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Источник: https://iskiplus.ru/podvedomstvennost-del/

Как определить подведомственность дел судам

Подведомственность судов общей юрисдикции

Как определить подведомственность дел судам? Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд.

Судебная подведомственность определяет компетенцию Конституционного суда Российской Федерации (конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов по рассмотрению того или иного дела.

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции, получили наименование «гражданских дел».

В общем виде подведомственность судам общей юрисдикции определена в ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой суды общей юрисдикции разрешают все дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. К ним относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений;
  • дела особого производства;
  • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Кроме того, необходимо помнить о том, что если в заявлении содержатся несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Если же разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность дел арбитражным судам

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

В случае изменения наименований указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Друзья, как определить подведомственность дел судам

Источник: https://law-raa.ru/kak-opredelit-podvedomstvennost-del-sudam.html

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность судов общей юрисдикции

Подведомственность – это относимость определенных категорий дел к ведению различных государственных или иных органов и организаций, которые в силу своей компетенции рассматривают соответствующие дела и разрешают их по существу.

Основная задача института подведомственности заключается в распределение видов споров между судами в Российской Федерации с учетом специализации отдельных звеньев судебной системы.

Подсудность – это совокупность правовых норм, которая регулирует относимость дел, подведомственных судам, к ведению конкретного суда судебной системы Российской Федерации для их рассмотрения по первой инстанции. Подробнее на странице подсудность.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено действующим законодательством.

https://www.youtube.com/watch?v=IEKhECZKqYE

В соответствии со статьей 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам, которые подведомственны судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, которые установлены законодательством о гражданском судопроизводстве.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

1) исковые дела, в которых участвуют граждане, организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, земельных, жилищных, экологических и других правоотношений;

2) дела по требованиям, которые указаны в статье 122 ГПК РФ, разрешаемые в порядке приказного производства:

Однако прежде чем перечислять требования, по которым выдается судебный приказ, стоит отметить, что именно судебный приказ из себя представляет.

Так в соответствии со статьей 121 ГПК РФ судебный приказ – это судебное постановление, которое выносится судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных средств или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ в тоже время является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, который установлен для исполнения судебных постановлений.

– требование, которое основано на нотариально удостоверенной сделке;

– требование, основанное на сделке, совершенной в простой письменной форме;

– требование, которое основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;

– требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, которое не связано с установлением отцовства, оспариванием отцовства или материнства, а также с необходимостью привлечения иных заинтересованных лиц;

– требование взыскать с граждан недоимки по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

– требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм в счет оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других денежных средств, которые начислены работнику;

– требование, заявленное территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, о взыскании расходов, которые произведены в связи с розыском ответчика, должника или ребенка;

– требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты зарплаты (оплаты отпуска, выплат, причитающихся работнику при увольнении и других).

3) дела, которые возникают из публичных правоотношений (статья 245 ГПК РФ):

– по заявлениям граждан, юридических лиц, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов (полностью или в части), если рассмотрение этих заявлений не отнесено действующим законодательством к компетенции других судов;

– по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

– по заявлениям о защите права на участие в референдуме или избирательных прав граждан Российской Федерации;

– по заявлениям о помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина (лица без гражданства), переданного иностранным государством Российской Федерации, но не имеющего законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное законодательством РФ;

– по заявлениям об установлении (продлении, досрочном прекращении) административного надзора, о частичной отмене либо дополнении административных ограничений, ранее установленных поднадзорному лицу;

– а также другие дела, которые возникают из публичных правоотношений и отнесены российским законодательством к ведению суда.

4) дела, подлежащие рассмотрению судом в порядке особого производства (статья 262 ГПК РФ):

– об установлении фактов, которые имеют юридическое значение;

– об усыновлении (удочерении) ребенка;

– о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим;

– о признании физического лица недееспособным, об ограничении дееспособности физического лица, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

– об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

– о признании движимой вещи бесхозяйной, а также о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

– о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя, по ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

– о госпитализации физического лица в недобровольном порядке в медицинскую организацию, которая оказывает психиатрическую помощь в стационарных условиях, о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

– о внесении исправлений и/или изменений в записи актов гражданского состояния;

– о совершенных нотариальных действиях или об отказе в совершении нотариальных действий;

– по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Российским законодательством к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и иные дела.

5) дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, а также иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, а также международных организаций.

Судам общей юрисдикции подведомственны все вышеперечисленные дела, предусмотренные в ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических и других споров, которые  российским законодательством отнесены к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, которое содержит несколько требований, связанных между собой, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, в случае если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Если разделение требований возможно, суд выносит определение о принятии требований, которые подведомственны суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, которые подведомственны арбитражному суду.

Источник: http://www.ustena.ru/poleznaya-informatsiya/podvedomstvennost-grazhdanskix/

Подведомственность и подсудность дел суду общей юрисдикции

Подведомственность судов общей юрисдикции

Проблема подведомственности дел судам общей юрисдикции вызвана наличием специализированных судов и их так называемой конкуренцией с судами общей юрисдикции в области защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Вопрос о подведомственности юридических дел судам общей юрисдикции урегулирован в ст. 22 ГПК РФ. Подведомственность как процессуальный институт в нормативных правовых актах и юридической литературе раскрывается через такие понятия, как компетенция и полномочия.

Здесь нет каких-либо противоречий, поскольку компетенция органа государственной власти (а суд именно таковым и является), раскрывается через его полномочия. Подведомственность юридических дел судам в юридической науке традиционно охватывается понятием юрисдикции (jurisdictio) или судебной власти.

В таком узком смысле понятие «компетенция» нашло свое закрепление и в ст. 22 ГПК РФ.

Сложность определения подведомственности судов общей юрисдикции обусловлена рядом обстоятельств:

  • а) наличием множественности юрисдикционных органов, наделенных полномочиями на рассмотрение и разрешения юридических дел;
  • б) тем, что в настоящее время регулярно вносятся существенные изменения в действующее законодательство, касающееся подведомственности;
  • в) отсутствием достаточно обоснованных критериев разграничения подведомственности между юрисдикционными органами;
  • г) отсутствием единого подхода к определению подведомственности в судебной практике и рядом других факторов.

Основные критерии разграничения подведомственности дел судам общей юрисдикции и другим юрисдикционным органам закреплены в ст. 22 ГПК РФ. В данной процессуальной норме предусматривается, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч.

1 и 2 настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Как видим, законодатель для определения подведомственности юридических дел судам общей юрисдикции использует остаточный принцип, согласно которому судам общей юрисдикции подведомственны все дела, за исключением тех, которые подведомственны арбитражным судам. Являясь по существу верной, данная правовая норма неполно отражает суть вопроса.

Кроме системы арбитражных судов, в Российской Федерации имеются и другие специализированные суды. Поэтому будет более правильным вывод о том, что к подведомственности судов общей юрисдикции относятся те дела, которые не отнесены федеральным законом к подведомственности специализированных судов.

В ст. 27 АПК РФ закреплены основные критерии подведомственности дел арбитражным судам. Различаются два критерия: предметный (содержание спора) и субъектный (состав сторон).

Первый и основной критерий (предметный) подведомственности дел арбитражному суду состоит в том, что спор или иное дело должны быть связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Второй критерий — субъектный (состав сторон).

Арбитражные суды разрешают экономические споры с участием юридических лиц и граждан-пред- принимателей. И только в случаях, предусмотренных в федеральных законах, участниками таких отношений могут быть и иные лица.

Исключительная (специальная) подведомственность характеризуется тем, что закон относит определенную категорию дел, независимо от каких-либо критериев, к подведомственности суда общей юрисдикции.

Значение исключительной подведомственности состоит в том, что не допускается коллизия юрисдикций, облегчается работа правоприменительных органов.

Так, если споры по вышеприведенным делам отнесены законом к подведомственности судов общей юрисдикции, то никакой другой юрисдикционный орган не может их рассматривать и разрешать.

Условная (императивная) подведомственность характеризуется тем, что дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

При условной подведомственности дело подведомственно суду общей юрисдикции, если его предварительно рассмотрел внесудебный орган.

Условная подведомственность дел судам общей юрисдикции возможна в следующих случаях: дело до передачи в суд общей юрисдикции подлежит рассмотрению в претензионном порядке; предварительный претензионный порядок рассмотрения дела может быть установлен самими сторонами в договоре или определен непосредственно в законе. Если истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, судья возвращает исковое заявление (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Альтернативная подведомственность означает, что заинтересованное в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться в любой юрисдикционный орган, указанный в законе.

В отличие от условной подведомственности при альтернативной подведомственности дело рассматривается не несколькими юрисдикционными органами в порядке, предусмотренном в законе, а одним, но из нескольких предусмотренных законом вариантов.

Значение альтернативной подведомственности состоит в том, что закон предоставляет определенную льготу истцу (заявителю) самостоятельно выбрать юрисдикционный орган для защиты его прав и законных интересов, наиболее полно реализовать свои конституционные права.

Договорная подведомственность. В соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК РФ, п. 2 ст. 1, п. 1 и 4 ст.

5 Закона «О третейских судах в Российской Федерации» по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Такое соглашение сторон должно быть достигнуто до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу. Инициатива передачи дела на рассмотрение третейского суда принадлежит только сторонам по делу. Суд такими полномочиями не наделен.

Подсудность — это институт гражданского процессуального права, нормы которого позволяют определить, в каком конкретно суде общей юрисдикции подлежит рассмотрению гражданское дело.

Из определения следует, что, во-первых, нормы данного института распространяют свое действие только на те гражданские дела, рассмотрение которых отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции; во-вторых, с помощью правил подсудности определяется, на каком уровне системы судов общей юрисдикции и где территориально будет разрешаться дело.

Если подсудность позволяет разграничить компетенцию судов внутри системы судов общей юрисдикции, то подведомственность предназначена отграничить компетенцию судов общей юрисдикции от компетенции иных юрисдикционных органов (арбитражных судов, Конституционного Суда РФ, органов ЗАГС, налоговых органов и т. д.). Следует учитывать, что при определении органа, компетентного рассматривать конкретное дело, подведомственность и подсудность действуют в неразделимом единстве: сначала судья определяет, подлежит ли дело рассмотрению судами общей юрисдикции (подведомственность дела), затем — каким звеном системы судов общей юрисдикции будет разрешаться дело (родовая подсудность), и, наконец, какой именно из принадлежащих к одному звену судов компетентен его разрешить (территориальная подсудность).

Родовая (предметная) подсудность — это совокупность норм института подсудности, на основании которых определяется тот уровень системы судов общей юрисдикции, на котором гражданское дело подлежит рассмотрению по первой инстанции.

Родовая подсудность дела обусловливается его материально-правовой характеристикой, в частности предметом спора; субъектом, обратившимся в суд (см., например, ч. 2 ст. 269 ГПК РФ); ценой иска и др. В соответствии с правилами родовой подсудности распределение гражданских дел осуществляется между звеньями системы судов общей юрисдикции.

Нормы о родовой подсудности закреплены в ст. 23—27 ГПК РФ и основываются на следующих двух положениях:

  • — дела первой инстанции рассматриваются районными судами, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством;
  • — дела искового производства подлежат рассмотрению мировыми судьями или районными судами, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством. Иначе говоря, областные и к ним приравненные суды, а также Верховный Суд РФ рассматривают, за редким исключением (например, п. 3 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ), только дела, вытекающие из публичных правоотношений.

Спецификой дел, отнесенных к компетенции мировых судей, является то, что они рассматривают споры только в порядке искового производства: дела особого производства (подраздел IV ГПК РФ) и дела, возникающие из публичных правоотношений (подраздел III ГПК РФ), мировым судьям неподсудны. Споры, вытекающие из пенсионных и иных социальных правоотношений, в силу специфики установленных ГПК РФ правил рассматриваются мировыми и районными судами.

Районным судам подсудны, в частности, следующие споры, вытекающие из пенсионных и иных социальных правоотношений:

  • а) дела по имущественным спорам при цене иска, превышающей предел, установленный п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии). Соответственно, мировым судьям дела, вытекающие из пенсионных правоотношений, подсудны при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;
  • б) дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии (об оспаривании отказов в назначении пенсий отделениями Пенсионного фонда);
  • в) дела, объединенные связанными между собой требованиями, не подлежащими оценке, и требованиями имущественного характера, подлежащими оценке (например, требования о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении);
  • г) дела о восстановлении срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц;
  • д) рассмотрение заявлений о возмещении ущерба, причиненного в связи с перерасчетом пенсии;
  • е) дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, подведомственны судам общей юрисдикции. Указанные дела, в том числе о компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 23 и 24 ГПК РФ подсудны районным судам.

По правилам родовой подсудности в настоящее время определяется подсудность военных судов. В силу ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ст. 25 и ч. 3 ст.

254 ГПК РФ подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характера спорных правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы; нарушением прав в период прохождения военной службы). Иным судам общей юрисдикции такие дела не подсудны.

Территориальная (местная, локальная, пространственная) подсудность — это совокупность норм института подсудности, определяющих конкретный суд одного звена системы судов общей юрисдикции, в котором гражданское дело подлежит рассмотрению по первой инстанции.

Таким образом нормы о территориальной подсудности подлежат применению к судам с тождественной родовой подсудностью. Именно правила территориальной подсудности позволяют определить, какой из однородных судов данного звена судебной системы компетентен рассматривать и разрешать конкретное гражданское дело по первой инстанции.

Выделяют следующие виды территориальной подсудности гражданских дел: общая территориальная подсудность (ст. 28 ГПК РФ), альтернативная территориальная подсудность (ст. 29 ГПК РФ), исключительная территориальная подсудность (ст. 30 ГПК РФ), подсудность по связи требований (ст. 31 ГПК РФ), договорная подсудность (ст. 32 ГПК РФ).

Источник: https://studme.org/314548/pravo/podvedomstvennost_podsudnost_sudu_obschey_yurisdiktsii

Что такое подведомственность и подсудность?

Подведомственность судов общей юрисдикции

Чтобы спор возможно было решить в суде, необходимо составить исковое заявление и определить суд, который вправе рассматривать спор. 

Зачастую даже опытные юристы ошибаются в выборе надлежащего суда. Определение органа судебной власти, куда нужно подать конкретное исковое заявление, зависит от подсудности и подведомственности спора.

Подведомственность — это разграничение компетенции между органами власти.

Споры могут быть подведомственны судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Суды общей юрисдикции: мировой суд, районный суд, областной суд — рассматривают споры с участием граждан и юридических лиц по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п.1 ст. 22 ГПК РФ).

Арбитражные суды — рассматривают экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 27 АПК РФ).

Для выяснения подведомственности достаточно определить, является ли спор экономическим и связанным с предпринимательской деятельностью.

Внимание! Предпринимательская деятельность — это деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Если в исковом заявлении имеется нескольких взаимосвязанных требований, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду, то такое дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Если требования не взаимосвязаны, то суд вправе их разделить и принять только подведомственное требование (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

Определив подведомственность (в рассматриваемом случае пусть это будут суды общей юрисдикции), необходимо определить подсудность.

Подсудность — это совокупность признаков спора, указывающая, какой именно суд должен рассматривать такой спор.

Подсудность делиться на два типа: родовая и территориальная.

Родовая подсудность зависит от характера спора, его цены и предмета. Определяет уровень суда, который должен рассматривать спор.

Родовая подсудность делится на четыре подтипа:

— подсудность мирового суда;

— подсудность районного суда (для жителей Истринского района — Истринский городской суд);

— подсудность Верховного суда республики, областного или краевого суда, городского суда города Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области, суда автономных округов (для жителей Истринского района — Московский областной суд);

— подсудность Верховного суда РФ.

Мировому суду подсудны следующие споры (ст. 23 ГПК РФ):

— о выдаче судебного приказа;

— о расторжении брака, при отсутствии спора о детях;

— о разделе совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— иные семейно-правовые дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

— по имущественным спорам (за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности), при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— об определении порядка пользования имуществом.

Районному суду подсудны все оставшиеся споры, которые не отнесены к подсудности мирового, областного, военного и Верховного судов (ст. 24 ГПК РФ).

Военным судам подсудны споры с участием военнослужащих (ст. 7 ФЗ от 23.06.1999 N 1—ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны следующие споры (ст. 26 ГПК РФ):

— связанные с государственной тайной;

— о признании и исполнении решений иностранных судов.

Внимание! Московскому городскому суду подсудны дела по защите авторских и смежных прав в сети Интернет, кроме прав на фотографии и аналогичные произведения. При рассмотрении спора Московским городским судом о защите авторских и смежных прав ему подсудно также рассмотрение вопроса о блокировке.

Верховному суду РФ подсудны следующие споры (ст. 27 ГПК РФ, ст. 2 ФКЗ от 05.02.2014 N 3—ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»):

— об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов;

— об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов;

— о приостановлении, ликвидации деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— о прекращении деятельности средств массовой информации;

— об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

— об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов;

— о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы;

— о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

— по разрешению споров между органами власти согласно ст. 85 Конституции Российской Федерации;

— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Интересно: в случае если подсудность дела изменяется в ходе его рассмотрения, то дело передается в соответствующий суд для его рассмотрения согласно новой подсудности.

Территориальная подсудность определяет конкретный и определённый суд, которой должен рассматривать спор. По общему правила территориальная подсудность определяется по месту жительства или нахождения ответчика по иску (ст. 28 ГПК РФ).

Истец имеет право выбрать другой суд по следующим правилам (ст. 29 ГПК РФ):

— если место жительства ответчика неизвестно или он его не имеет – по месту нахождения его имущества или по последнему месту жительства;

— иск к организации по спору в отношении действий её филиала может быть предъявлен по месту нахождения этого филиала;

— иски о защите прав потребителя могут быть предъявлены по месту жительства или месту нахождения истца, либо по месту заключения или исполнения договора;

— иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены по месту их исполнения;

— иски, связанные со столкновением судов, заработной платы экипажа суда, репатриации и взносов на социальное страхование, а также взысканием вознаграждения за помощь в спасении на море, могут быть предъявлены по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

По месту жительства истца могут быть предъявлены следующие иски:

— о взыскании алиментов и установлении отцовства;

— о расторжении брака, если истец имеет несовершеннолетнего ребенка или по состоянию здоровья невозможен его выезд к ответчику;

— о возмещении вреда, причинённого повреждением здоровья;

— по восстановлению пенсионных и жилищных прав, возврата имущества и его стоимости, иски связанные с незаконным осуждением и привлечением к уголовной ответственности;

— о защите персональных данных;

— о прекращении оператором поисковой сети выдачи ссылок;

— о восстановлении трудовых прав.

Исключением территориальной подсудности являются следующие споры (исключительная подсудность):

Иски о правах на объекты, прочно связанные с землёй, (здания, строения, сооружения), а также иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землёй, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Если иск направлен к нескольким ответчикам, то его можно предъявить по месту жительства одного из ответчиков (ст. 31 ГПК РФ).

Также территориальная подсудность может быть установлена по соглашению сторон в договоре.

Таким образом, чтобы найти суд, в который необходимо подавать иск, следует сначала определить подведомственность (арбитражный суд или суд общей юрисдикции), после чего определить родовую подсудность (мировой суд, районный, областной или верховный), а затем – территориальную. В результате будет определён необходимый суд.

Кирилл Серёгин, юрист

Источник: https://xn--80aer5aza.xn--80apydf.xn--p1ai/novosti/obshchestvo/chto-takoe-podvedomstvennost-i-podsudnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.