Особенности судопроизводства

Содержание

Особенности судопроизводства

Особенности судопроизводства

Организация мировой юстиции в Российской империи

В СССР не было мировой юстиции. В Российской империи были совершенное другие мировые судьи (другой институт).

Александром II в 1864 году был учреждён институт мирового судьи. Историки отмечают, что это абсолютный феномен – демократичный институт в условия абсолютной монархии.

Причины возникновения, создания данного института (эти причины во многом созвучны тем причинам, которые у нас были в 90-е годы ХХ Века):

1 причина. В связи с отменой крепостного права (1861 год 19 февраля). После отмены крепостного права возникла необходимость отделить судебную власть от исполнительной и изъять из ведомства полиции рассмотрение судебных дел. Ранее административными органами рассматривались эти категории дел (такая же задача стояла и в 90-х годах – таковые спорные дела были в ведомстве милиции).

2 причина. Необходимо было сделать обращение в суд более простым и доступным для населения и в значительной мере сократить срок рассмотрения дела в суде.

Эта особенность мировой юстиции – что вчерашние крепостные, неграмотные, не знали всего процессуального порядка. Порядок обращения к мировому судье был значительно проще.

У нас та же задача стояла, но у нас порядок обращения к мировому судье ничем практически не отличается от обращения в суды общей юрисдикции.

3 причина. Необходимо было разгрузить суды общей компетенции, общей юрисдикции и дать последним возможность сосредоточиться на рассмотрении более сложных дел.

Та же стояла перед нашим законодателем в 90-е годы. Но в последнее время обратная позиция – отдают обратно районным судам и разгружают мировых.

Источники реформы 1864 года:

1) Учреждение судебных установлений 1864 года. Это нормативный акт организационного характера, который определял статус судей и судебную систему России, порядок пересмотра и обжалования судебных решений…

2) Устав уголовного судопроизводства 1864 года. Первый раздел – особенности рассмотрения дел у мирового судьи.

3) Устав гражданского судопроизводства 1864 года. Также первый раздел посвящён мировым судьям в гражданском процессе.

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Этот источник разрабатывался специально для мировых судей.

Дело в том, что мировыми судьями не обязательно должно были быть юристы – это могли быть бывшие врачи и прочее.

Поэтому законодатель делал специальные для них коэффициенты, которые можно перемножить, посчитать и получить соответствующий срок или штраф (коэффициенты за рецидив, деятельного раскаяния и так далее).

Лет восемь назад у нас такая же идея с коэффициентами была, но она не была реализована. У нас принцип судейского усмотрения.

Место мировых судей в судебной системе.

Судебная система Российской империи представляла собой две самостоятельные ветви.

Первая ветвь – так называемые «Общие судебные места», состоящие из: 1) окружных судов и 2) судебных палат (что-то вроде наших районных и судов субъектов).

Вторая – самостоятельная – ветвь. Это мировая юстиция, которая состояла из: 1) участка мировых судей и 2) съезды мировых судей.

Это основной каркас судебной системы Российской империи, но были и церковные, и военные, и разночинные суды…

Мировой судья осуществлял юрисдикцию в пределах своего участка. Участки мировых судей образовывали «мировой округ».

Округ мировых судей управлялся съездом мировых судей. Помимо того, съезд мировых судей состоял из всех мировых судей округа, у съезда была и одна процессуальная функция – съезд мировых судей осуществлял пересмотр судебных решений в апелляционном порядке (так называемый «разбор второй степени»).

Проблема следующая: мировой судья принял решение и сам же тоже принимал решение в его пересмотре – и поэтому частенько не удовлетворяли жалобы.

Кассационный пересмотр – Правительствующий Сенат (как для съезда мировых судей, так и для судебных палат).

Последняя – надзорная – инстанция – это Император.

Статус мирового судьи, правовое положение мирового судьи.

Мировые судьи делились на участковых и почётных.

Участковые мировые судьи – их было большинство, они выполняли основные функции по осуществлению правосудия.

Требования, предъявляемые к участковым мировым судьям:

1. Российское подданство.

2. Двадцатипятилетний возраст (25 лет).

3. Только лица мужского пола.

4. Лица, обладающие нравственной безупречностью (моральный критерий, прописываемый законодателем).

5. Был необходим ценз осёдлости. То есть необходимо было проживать в той местности, где ты являешься мировым судьёй. Но жить надо уже после того, как тебя избрали мировым судьёй – а до можно было и не проживать.

6. Имущественный ценз. Обладание определённой имущественной независимостью. Мировые судьи должны были обладать достаточным состоянием: 15 тысяч в городах и 6 тысяч – в сёлах (а корова тогда стояла три рубля).

За работу мировым судьёй из казны жалования не платили.

7. Образовательный ценз. Для избрания в мировые судьи не требовалось специального юридического образования, а достаточно было иметь любое высшее либо среднее образование либо же стаж работы 3 года на должностях, где могли быть получены практические сведения о судопроизводстве.

Врачи, купцы – законодатель больше хотел, чтобы дела решались на уровне здравого смысла людьми, которых уважало население.

Не могли быть мировыми судьями: евреи, священнослужители, учителя, лица, состоящие под судом и следствием, лица, состоящие под опекой за расточительство, банкроты, должники и так далее.

Участковые мировые судьи назначались на должность сроком на три года по решению Городской Думы или Уездного Земского Собрания (у нас сейчас Областная Дума назначает мировых судей на должность).

Почётные мировые судьи.

Почётный мировой судья, в отличие от участкового мирового судьи, собственной камеры (кабинета) не имел, а правосудие осуществлял на началах добровольной юрисдикции. То есть только в тех случаях, когда стороны обращались к его посредничеству.

Если по тем или иным причинам стороны не хотели, чтобы их дело рассматривали участковые мировые судьи – они могли обратиться к почётному мировому судье.

Подсудность.

Мировой судья, помимо осуществления правосудия, выполнял обязанности нотариуса, освидетельствовал душевнобольных, выдавал отсрочки от призыва, приводил присяге пожарников… В общем, куча полномочий (а из казны жалования ему не платили).

Мировые судьи рассматривали малозначительные гражданские дела, а также дела о преступлениях, где срок лишения свободы не превышал полутора лет (сейчас же в РФ – 3 года).

Особенности судопроизводства.

Мировой судья обязан был принимать любые жалобы, в том числе ему неподсудные, соответственно, жалобы передавались мировым судьёй по назначению и заявителю разъяснялось, куда и как обращаться и разрешить вопросы.

Мировой судья, исходя из стремления ускорить судопроизводство, мог назначать судебное заседание в любом месте судебного участка (идея процессуальной экономии нехарактерна для нашего сегодняшнего судопроизводства, да и для советского тоже).

Судопроизводство состояло в устном, непосредственном судебном разбирательстве (устный, непосредственный судебный процесс). Желательно, чтобы рассмотрение дела было окончено в течение одного дня

Особенности судопроизводства.

Мировой судья обязан был принимать любые жалобы, в том числе ему неподсудные, соответственно, жалобы передавались мировым судьёй по назначению и заявителю разъяснялось, куда и как обращаться и разрешить вопросы.

Мировой судья, исходя из стремления ускорить судопроизводство, мог назначать судебное заседание в любом месте судебного участка (идея процессуальной экономии нехарактерна для нашего сегодняшнего судопроизводства, да и для советского тоже).

Судопроизводство состояло в устном, непосредственном судебном разбирательстве (устный, непосредственный судебный процесс). Желательно, чтобы рассмотрение дела было окончено в течение одного дня.

Мировому судье вменялась обязанность предложить сторонам конкретные приёмы и способы примирения сторон. Дело должно было окончиться миром по возможности, если такого нет – тогда уже вынесение решения или постановления приговора, но приоритетным было разрешение миром.

Мировая юстиция просуществовала до 1889 года и была упразднена – и сменилась институтом судебных приказов (административная юстиция подмяла под себя).

С 1889 года до 1991 года не вспоминали об институте мировых судей, и в 1991 года принимается «Концепция судебной реформы 1991 года», которая предусмотрела мировую юстицию. Предполагалось введение и почётных мировых судей, а не только участковых.

В Концепции и другая была неплохая идея, которая не прошла – предполагалось ввести следственных мировых судей, пенитенциарных мировых судьях. При следственных изоляторах, при районных отделениях мировых судей по участку мировых судей, если какие-то дела возникают – сразу спускаются и разрешают.

Была реализована только программа по участковым мировым судьям.

В 1998 году был принят ФЗ «О мировых судья в РФ».

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России.

Две основные вещи: в системе судов общей юрисдикции, второе – в юрисдикции субъектов РФ наряду с уставными судами субъекта РФ.

Источник: https://stydopedia.ru/3x46e6.html

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Особенности судопроизводства

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Шпаргалка по гражданскому процессуальному праву

Особенности судопроизводства

Гражданское судопроизводство (гражданский процесс) – определенная, специфичная, урегулированная гражданско-процессуальными нормами деятельность всех участников судопроизводства, в том числе и органов исполнения судебных решений.

В Конституции РФ закреплены основные принципы гражданского судопроизводства: 1)все равны перед законом и судом;

2) право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

3) право каждого на пользование родным языком;

4) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, др. Задачи гражданского судопроизводства определены ст. 2 ГПК РФ:

1) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов;

2) укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Действующим законодательством установлен определенный порядок рассмотрения споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных материальных правоотношений, а также дел, возникающих из публично-правовых отношений, и дел особого производства, который состоит из определенных законом стадий процесса.

Стадия процесса – определенная часть процесса, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной цели.

Виды стадий процесса:

1) возбуждение гражданского судопроизводства;

2) подготовка дела к судебному разбирательству;

3) судебное разбирательство;

4) вынесение решения;

5) производство в суде второй инстанции;

6) производство в суде надзорной инстанции;

7) пересмотр решений и определений суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гражданское судопроизводство подразделяется на следующие виды:

1) приказное – отличается отсутствием основных стадий гражданского процесса. Судебное решение заменяет судебный приказ;

2) исковое – характеризуется следующими чертами:

А) наличие спора о праве, который призван разрешить суд;

Б) равенство субъектов спора;

В) предметом защиты выступает нарушенное или оспоренное право или охраняемый законом интерес;

Г) возбуждается подачей искового заявления;

3) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, к которым относятся дела:

А) о признании недействующими нормативных правовых актов;

Б) об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

В) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;

4) особое производство – характеризуется отсутствием спора о праве. Предметом защиты выступает не нарушенное или оспоренное право, а охраняемый законом интерес заявителя;

5) производство по делам об оспаривании решений третейских судов;

6) производство по делам, возникающим из исполнительных правоотношений – сюда относят процессуальные действия суда, влияющие на процесс исполнения судебных постановлений и постановлений иных органов.

2. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА

Гражданское процессуальное право – отрасль права, включающая в себя совокупность расположенных в определенной системе процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между судом и участниками процесса при отправлении правосудия по гражданским делам.

Гражданское процессуальное право является теоретическим обоснованием гражданского процесса.

Предмет регулирования гражданского процессуального права – те общественные отношения между судом и другими субъектами, а также действия, осуществляемые в процессе гражданского судопроизводства, которые могут быть подвергнуты правовой регламентации, т. е.

правоотношения и действия, являющиеся по сути юридическими фактами.

В гражданском процессе не могут складываться неправовые отношения, для его субъектов имеют значение лишь те связи и действия, которые предусмотрены законодательством и в том виде, в котором они должны быть произведены.

Метод права – это объективно существующая совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет этой науки.

Метод права имеет следующие характерные черты: 1)в состав метода могут входить лишь те способы, которые акцентируют внимание на сложившихся закономерностях, свойственных всем отношениям, входящим в предмет данной отрасли права; 2)применяемые способы должны обладать динамичностью, т. е.

способностью совершенствоваться, поскольку не существует универсального приема, способного охватить разносторонние отношения, регулируемые отдельной отраслью права в силу непредсказуемости их возникновения; 3)в состав метода может входить совокупность лишь тех приемов и способов, при помощи которых можно одновременно изучать отношения, входящие в предмет отрасли права.

Метод правового регулирования гражданского процессуального права – совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых государство регламентирует общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с осуществлением судами общей юрисдикции и мировыми судьями правосудия по гражданским делам, и воздействует на них.

Система гражданского процессуального права состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть – содержит в себе основные положения, институты, относящиеся ко всему гражданскому судопроизводству: принципы судопроизводства и гарантии их реализации, правовое положение суда и лиц, участвующих в деле, представительство, процессуальные сроки, судебные расходы, ответственность, общие правила доказывания и т. д.

Особенная часть – содержит в себе совокупность норм, регламентирующих движение, развитие гражданского судопроизводства по стадиям от его возбуждения до вынесения и пересмотра судебного решения, а также особенности процесса по отдельным категориям дел (приказным, исковым, особым, возникающим из публично-правовых и исполнительных правоотношений) и в отношении различных субъектов (в частности, иностранцев).

3. ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Источник права – форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений. Источники гражданского процессуального права – нормативные акты, включающие нормы данной отрасли права.

Источники гражданского процессуального права делятся на:

1) специальные законодательные акты, регламентирующие гражданский процесс Российской Федерации:

А) Конституция РФ;

Б) Гражданский кодекс РФ; в)Семейный кодекс РФ;

Г) Закон РФ «Об актах гражданского состояния»;

Д) Закон РФ «О государственной пошлине»;

Е) Закон «О судебной системе РФ»; «О судоустройстве»;

Ж) Закон «О мировых судьях» и др.;

2) нормативные акты, регламентирующие международный гражданский процесс (т. е. судопроизводство с участием иностранцев (иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства):

А) Гаагская Конвенция от 15.11.1965 г. «О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам»;

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/SHpargalka-po-grazhdanskomu-protsyessualjjnomu-pravu.html

Понятие и виды судопроизводства в РФ

Особенности судопроизводства

Определенный порядок ведения, рассмотрения и разрешения дел, который установлен в соответствии с законом, называется судопроизводством. Оно существует четырех видов: конституционное, гражданское, уголовное, административное.

Рассмотрение материалов дела всегда проводится судебными органами на основании кодексов и других федеральных законов.

Поэтому порядок в данном случае необходим, иначе разрешение спорного вопроса может затянуться на неопределенный период времени.

Определение

Судопроизводство представляет собой определенную стадию процесса рассмотрения и разрешения дела, которая проводится в соответствии с нормами закона. Потому что самое простое по своей сущности письменное обращение гражданина не может находиться в подвешенном состоянии. Оно должно быть принято судом и рассмотрено.

Основные принципы производства следующие:

– равенство всех граждан перед законом, вне зависимости от национальности человека, его цвета кожи, материального положения;

– гласности – говорит об открытости заседания, где может присутствовать любой желающий;

– публичности – означает, что расследование дела проводится государственными органами;

– обеспечения защиты – каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи адвоката;

– национальный язык должен быть понятен лицам, участвующим в процессе.

Каждое дело должно быть рассмотрено и разрешено в соответствии с законом. Для этого необходимо отнести его к одному из существующих видов судопроизводств:

– конституционному;

– гражданскому;

– уголовному;

– административному.

При этом каждое из них имеет свои особенности, которые прописаны в определенном кодексе и установлены иными нормативными актами. Само понятие судопроизводства означает порядок рассмотрения дела, без которого невозможно своевременное и правильное разрешение спорного вопроса.

Основные функции

Виды судопроизводства в РФ делятся на четыре основные категории:

– конституционное применяется в том случае, когда нужно установить соответствие принятых актов основному закону государства;

– административное – при совершении людьми небольших правонарушений (проступков), ответственность за которые урегулирована КоАП;

– гражданское – для разрешения споров, вытекающих из имущественных и личных неимущественных отношений лиц;

– уголовное – необходимо для установления виновности злоумышленников или их оправдания с помощью неопровержимых доказательств.

Каждое их них имеет свои задачи при разрешении дел. Именно поэтому виды судопроизводства в РФ отличаются друг друга свои способами и методами, а также имеют специфические особенности рассмотрения жалоб и заявлений, относящихся к их подведомственности.

Конституционное

Основной задачей данного судопроизводства является соответствие принятых нормативных актов основному закону государства. Кроме того, оно находится в компетенции Конституционного суда РФ, который является особым органом власти, его решения не могут быть обжалованы и изменены. Руководствуется в своей деятельности следующими принципами:

– независимости;

– коллегиальности;

– гласности;

– непрерывности заседания;

– состязательности;

– равноправия сторон.

Рассматривает прежде всего нарушение норм права государственными органами и несоответствие их Конституции РФ.

Решения и постановления данного суда являются окончательными и вступают в силу сразу после провозглашения. Кроме того, они считаются незаменимыми источниками конституционного права.

Заседания данного государственного органа всегда осуществляются коллегиальным составом судей. Допускается даже их транслирование, но только по особо значимым вопросам.

Конституционное судопроизводство в РФ всегда начинается с запроса уполномоченных лиц. Право на обращение в данном случае имеют:

– президент;

– Госдума;

– Совет Федерации;

– правительство;

– Высший Арбитражный Суд.

Административное производство

Означает способ рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц на действия органов власти. Кроме того, административное судопроизводство необходимо для разрешения споров между субъектами данной отрасли права. Оно характеризуется осуществлением следующих задач:

– доступность правосудия в области публичных отношений;

– защита законных интересов граждан и организаций;

– предупреждение совершения правонарушений (проступков);

– рассмотрение и разрешение вопросов по данной категории дел.

Кроме того, с 2015 года на всей территории России начал действовать Кодекс административного судопроизводства РФ. Если до этого все дела данной категории разрешались с помощью ГПК РФ, то теперь у них существует свой особый порядок рассмотрения.

Кодекс административного судопроизводства РФ теперь является основным процессуальным документом, в котором описаны принципы его действия, способы доказывания, а также оформление иска.

Гражданский процесс

Основными задачами здесь являются правильное и быстрое рассмотрение и разрешение споров, возникающих между людьми и организациями по поводу личных неимущественных и материальных ценностей.

Порядок гражданского судопроизводства следующий:

– разбирательство гражданских дел проходит устно, на языке, который будет понятным каждой из сторон дела;

– исследуются все доказательства;

– заслушиваются показания свидетелей, экспертов;

– прения сторон.

Здесь же необходимо отметить, что поступивший в суд материал должен быть рассмотрен не позднее двух месяцев, исключение составляет иск о восстановлении на работе, для него предусмотрено только четыре недели.

Заявление подается в письменном форме, кроме того, к нему должны быть приложены все необходимые копии документов, а также квитанция об уплате государственной пошлины, если она предусмотрена. После совершенных действий суд выносит решение о принятии дела к производству или возвращении его истцу для устранения нарушений.

Уголовный процесс

Является не менее важным по своей значимости, чем остальные виды судопроизводства в РФ. Регулируется основным и главным в этом направлении законодательным актом – УПК РФ. Данное судопроизводство призвано разрешать вопросы, касающиеся особо опасных правонарушений, которые называются преступлениями.

Кроме того, здесь существует свой порядок рассмотрения дел, который будет во многом зависеть от признания вины подсудимым.

При этом к нарушителю применяются особые, жесткие санкции (лишение свободы, ее ограничение, большие штрафные санкции).

Именно поэтому уголовный процесс принято считать наиболее важным, чем остальные виды судопроизводства в РФ, так как приговор суда может навсегда изменить судьбу человека.

Источник: https://FB.ru/article/274573/ponyatie-i-vidyi-sudoproizvodstva-v-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.