Объективная сторона административного проступка

Элементы административного правонарушения и их функциональность в деятельности полиции

Объективная сторона административного проступка

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административном правонарушении[1] РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

             Из понятия административного правонарушения определяются свойственные ему четыре признака: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

            Общественная опасность – означает то, что в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства.

            Противоправность – означает то, что в результате совершенного деяния (действия или бездействия) нарушены нормы административного, финансового, трудового и других отраслей российского права.

           Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины, т. е. умышленно или по неосторожности. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние административным правонарушением.

            Наказуемость деяния означает, что за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

           Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

           Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

             В составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения образует система признаков, предусмотренных правовыми нормами и характеризующих внешнее проявление данного деяния. К ним относятся:

противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия, причинно-следственные связи между ними.

           Эти признаки являются обязательными признаками объективной стороны состава административного правонарушения.

          Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо.

         Физическое лицо подлежит административной ответственности, если оно является вменяемым (статья 2.8 КоАП РФ) и к моменту совершения правонарушения достигло 16-летнего возраста (статья 2.3 КоАП РФ).

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию.

            Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины, которая может иметь две формы — умысел и неосторожность.

            В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

№ 3 «О полиции» производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний является основным направлением деятельности полиции, а в пункте 16 статьи 12 сказано, что полиция обязана пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

           Главы 25-32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

№ 195, определяют участников, применяемые меры и порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях, а статьи 28.3 и 23.2.

КоАП РФ определяют составы правонарушений, по которым сотрудники полиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении  и рассматривать данные дела.

Юрисконсульт правового направления

ОМВД России по Волосовскому району ЛО

майор внутренней службы                  Ю.Н. Шаталова

Источник: https://xn--b1aa0albabv.78.xn--b1aew.xn--p1ai/document/18397846

Объективная сторона административного правонарушения: понятие, виды

Объективная сторона административного проступка

ПОНЯТИЕ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ.

Состав административного правонарушения – совокупность установленных административно-правовыми нормами объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние (деяние и его последствия), как правонарушение.

Следует различать понятия «правонарушение» и «состав правонарушения». Правонарушение – это явление реальной действительности, то есть юридический факт. Состав правонарушения – это юридическое понятие (логическая конструкция) о правонарушении, которое излагается в диспозиции административно-правовой нормы.

Состав административного правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъекта.

Виды составов административных правонарушений. Изучение составов административных правонарушений невозможно без классификации, без выделения однопорядковых групп, которые принято называть видами. Наиболее удачными представляются следующие классификации:

1. В зависимости от степени общественной опасности выделяют составы основные и квалифицированные.

2. В зависимости от характера ущерба их разделяют на материальные и формальные.

3. В зависимости от субъекта правонарушения – на личные и служебные (должностные).

4. В зависимости от структуры составы могут быть однозначными и альтернативными.

5. По особенностям конструкции они делятся на описательные и бланкетные (отсылочные).

КВАЛИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

(см. вопрос №54)

ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

Объект состава административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного права. Выделяют следующие виды объектов: общий, родовой, видовой, непосредственный.

Общим объектом состава административного правонарушения являются все общественные отношения, функционирующие в области государственного управления, регулируемые и охраняемые нормами административного права, а также во многих случаях регулируемые нормами земельного, аграрного, финансового, трудового, других отраслей права.

Родовой объект состава административного правонарушения охватывает однородную группу общественных отношений, образующих самостоятельную часть общего объекта.

В КоАП родовые объекты закреплены в главах Особенной части, а именно: отношения в области охраны труда и здоровья населения; отношения, связанные с правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом; отношения в области охраны окружающей природной среды; в области торговли, финансов, предпринимательской деятельности; общественный порядок и др.

Видовой объект представляет собой разновидность родового объекта. В качестве такого элемента состава выступает обособленная группа общественных отношений, общих для ряда правонарушений одного рода (например, правила дорожного движения).

Непосредственный объект – это конкретное общественное отношение, на которое осуществляется противоправное посягательство, он содержится в определенной статье соответствующей главы Особенной части КоАП. Например, непосредственным объектом статьи «Умышленное легкое телесное повреждение» является здоровье другого человека.

Объективная сторона административного правонарушения: понятие, виды.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это система предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного посягательства на охраняемые административным правом общественные отношения. Объективная сторона представлена совокупностью обязательных и факультативных (дополнительных) признаков.

К обязательным признакам объективной стороны состава административного правонарушения относятся: 1) общественно опасное деяние, выраженное в форме действия или бездействия; 2) общественно опасные (вредные) последствия; 3) причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями. В зависимости от состава административного правонарушения выделяют различную совокупность обязательных признаков.

Так в правонарушениях с формальным составом предусматривается наличие одного обязательного признака – общественно опасного деяния, однако это не означает, что при данной конструкции никогда не наступают вредные последствия, напротив, они могут наступить, но для квалификации деяния и привлечения лица к административной ответственности наступление последствий является необязательным. Правонарушение считается оконченным с момента совершения общественно опасного деяния.

Для правонарушений, совершаемых с материальным составом, должна предусматриваться идеальная совокупность обязательных признаков: наличие общественно опасного деяния, общественно опасных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними. Правонарушение считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия.

Вопрос о том, с каким составом совершается правонарушение, разрешается в диспозиции административно-правовой нормы.

Если диспозиция статьи описывает одно или несколько деяний и не указывает на наступившие последствия – состав формальный, при указании в диспозиции на наступившие в результате совершенного деяния общественно опасные (вредные) последствия правонарушение совершается с материальным составом.

К факультативным признакам объективной стороны состава административного правонарушения относятся время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения.

В отличие от обязательных признаков, влияющих на квалификацию деяния, которые необходимо устанавливать и доказывать в полном объеме, факультативные признаки такими особенностями не обладают.

Их приблизительное установление не будет являться основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождении лица от административной ответственности.

Однако если диспозиция административно-правовой нормы указывает время, место, способ или другие аспекты совершения деяния, в этом случае факультативные признаки автоматически становятся обязательными, следовательно, их наличие необходимо устанавливать в полном объеме.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s15964t9.html

Объект и объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного проступка

Объектом административного правонарушения являют­ся урегулированные и охраняемые нормами права общественные отношения, на которые посягает правонарушение.

Деяние может быть признано адми­нистративным проступком лишь в том случае, если оно причи­няет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые наибо­лее важны, значимы для его нормального функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам общества, государства и его граждан.

В юридической науке принято выделение общего, родового и непосредственногообъекта.

Общим объектом административного правонару­шения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права.

Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существо­вания общественных отношений. Такая относительно самосто­ятельная группа общественных отношений – часть общего объек­та административного правонарушения.

Выделение родовых объектов необходимо законодателю для систематизации составов административных правонарушений, которые группируются им по признаку родового объекта.

Так, составы административных правонарушений, содержащихся в нормах глав 17 и 18 КоАП, систематизированы по признаку общности (однородности) содержания общественных отношений, являющихся их объектами.

Здесь родовыми объектами призна­ны права и свободы граждан, общественный порядок, собственность, правосудие, порядок управления и др.

Каждый отдельный административный проступок причи­няет вред не всей группе общественных отношений, составляю­щих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть неоднородными по содержанию. То конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, именуется непосредственным объектом правонарушения.

Правовая оценка деяния во многом зависит от того, каким общественным отношениям оно причиняет ущерб. Так, нецен­зурная брань признается мелким хулиганством лишь в случае нарушения этим общественного порядка.

Если нецензурная брань, обращенная в адрес конкретного лица, произносится не в общественном месте, не нарушает общественного порядка, то она рассматривается как посягательство на честь и достоинство гражданина и не может квалифицироваться как мелкое хули­ганство.

Значительная часть административных правонарушений посягает лишь на один непосредственный объект (обществен­ный порядок, государственную собственность и др.). Однако из­вестны и административные проступки, наносящие ущерб двум или более непосредственным объектам. Например, ст. 18.

17КоАП устанавливает ответственность за нарушение водителями транс­портных средств правил дорожного движения, повлекшее причи­нение потерпевшему легкого телесного повреждения либо по­вреждение транспортных средств или иного имущества.

Данное правонарушение причиняет ущерб безопасности дорожного дви­жения, а также здоровью человека либо государственной, обще­ственной или личной собственности.

Определяющее значение для квалификации административ­ных правонарушений в ряде случаев имеют указанные в право­вой норме признаки предмета: его качества, свойства, размер, стоимость и др. Так, в ст. 10.

5 КоАП (мелкое хищение) называ­ется максимальная стоимость имущества (10 базовых величин), хищение которого может быть признано мелким. Статья 12.

27 КоАП, называя в качестве предмета правонарушения алкоголь­ные напитки, указывает, что административным проступком признается их ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее тер­ритории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физичес­кими лицами более десяти литров, не маркированных в установ­ленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками. Такие действия, совершенные юридическими лицами или в коммерческих целях, образуют со­став другого правонарушения.

Предмет правонарушения в ряде случаев имеет определяю­щее значение для разграничения административных правонарушений и преступлений.

Так, если предметом мелкого хищения государственного имущества явились наркотические средства или огнестрельное оружие, то оно не может быть квалифицировано по ст. 10.

5 КоАП, так как уголовное законодательство оценива­ет хищения таких предметов как преступления.

Объективная сторона состава административного правона­рушения— это совокупность указанных в административно-пра­вовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

Любой административный проступок – акт внешнего пове­дения человека. Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушениями мысли и внутренние пе­реживания, психические состояния человека.

Административно-правовые нормы предусматривают взыскания за совершение зап­рещенных действий или за невыполнение лицом своих право­вых обязанностей.

В связи с этим обязательным признаком (элементом) объек­тивной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в дей­ствии либо бездействии.

В зависимости от конструкции состава административного проступка его объективная сторона может выражаться в совер­шении однократного (простого) действия (например, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие).

В последнем случае объективная сторона проступка может включать в себя два или более тождественных действия (например, систематическое без производственной необходимос­ти использование на холостом ходу электродвигателей, элект­ропечей и т.д.).

Совершение нескольких таких действий – обя­зательный признак соответствующего состава. Единичное дей­ствие не признается правонарушением.

В отличие от действий бездействие выражается в пассив­ном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обя­занностей. Причем бездействие (как объективная сторона со­става административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека.

Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Например, не выполняя законного требования работника милиции пройти освидетельствование на определение состояния опьянения, во­дитель транспортного средства убегает от милиционера.

Тем самым он уклоняется от освидетельствования, совершая адми­нистративное правонарушение, предусмотренное ст. 18.16 КоАП.

Бездействие признается противоправным лишь в том слу­чае, если лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения либо по прямому пра­вовому предписанию. Родители обязаны воспитывать своих не­совершеннолетних детей.

Невыполнение этих обязанностей об­разует объективную сторону состава административного право­нарушения, предусмотренного ст. 9.4 КоАП. Лица, ответствен­ные за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, обязаны отстранить от работы водителей, находящихся в состоянии опьянения.

Невыполнение ими этой обязанности образует объективную сторону правонарушения, предусмотрен­ного ст. 18.25 КоАП.

В административном праве встречаются и длящиеся право­нарушения, начинающиеся с какого-то одного действия или без­действия, которые осуществляются потом непрерывно путем не­исполнения обязанности либо пребывания лица в противоправ­ном состоянии (проживание без регистрации).

В случае указа­ния в правовой норме на систематичность тех или иных дей­ствий объективная сторона признается выполненной при со­вершении, как правило, третьего тождественного действия.

Если после наложения административного взыскания лицо не изме­нило своего поведения, то оно совершает новое длящееся право­нарушение.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного проступка: последствия совершенного дея­ния, причинная связь между деянием и его последствиями, мес­то, время, способ и средства совершения деяния.



Источник: https://infopedia.su/12x1e44.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.