Когда вступил в силу кас рф

Вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства РФ

Когда вступил в силу кас рф

23 Сентября 2015 17:57

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», 15 сентября 2015 года вступил в законную силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых указанным Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие. Одновременно с этим, с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 08 марта 2015 года №23-ФЗ, признан утратившим силу подраздел III раздела II «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.

Статья 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс) закрепляет предмет его регулирования.

Так, Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В установленном Кодексом порядке суды рассматривают подведомственные им административные дела, в том числе:

– об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

– об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, иных госорганов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

– об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

– об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

– об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

– о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также установленный Кодексом порядок распространяется на рассматриваемые и разрешаемые судами, в том числе административные дела:

– о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

– о прекращении деятельности средств массовой информации;

– о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

– о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в таком учреждении;

– об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора;

– о госпитализации гражданина в медорганизацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

– о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

– иные административные дела о госпитализации гражданина в медорганизацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Вместе с тем, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном порядке в Верховном Суде РФ, судах общей юрисдикции, а также положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Обращаем внимание, что обжалование нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) МВД России, его территориальных органов и их должностных лиц осуществляется в соответствии с КАС РФ.

Правовой отдел
УМВД России по Калужской области

Источник: https://40.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/6527182/

Вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ

Когда вступил в силу кас рф

Сегодня в России начал действовать новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства РФ.

Напомним, документ регламентирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении ВС РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, суды будут рассматривать и разрешать, в частности, административные дела о (об):

  • оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, иных госорганов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) НКО, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также установленный Кодексом порядок распространяется на рассматриваемые и разрешаемые судами административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о НКО из госреестра. Согласно положениям Кодекса, его нормы касаются и порядка рассмотрения судами дел о прекращении деятельности СМИ, о взыскании денежных сумм в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц, о помещении иностранцев или лиц без гражданства, подлежащих депортации или передаче иностранному государству, в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в таком учреждении. Кодекс также распространяет свое действие на порядок рассмотрения и разрешения дел об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, о госпитализации гражданина в медорганизацию, оказывающую психиатрическую помощь, о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке и иных административных дел о госпитализации гражданина в медорганизацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

При этом положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно Кодексу административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в иных случаях.

Кодекс закрепляет институт ускорения рассмотрения административного дела, устанавливает права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи. Кроме того, вводится упрощенное (письменное) производство по ряду административных дел и предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд и сроки рассмотрения и разрешения административных дел (по сравнению с соответствующими сроками по гражданским делам).

Помимо этого, документом предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Такое правило предусмотрено для граждан, не имеющих высшего юридического образования, по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей.

Одновременно начал действовать Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ, вносящий поправки в отдельные законодательные акты, касающиеся судебных процедур при рассмотрении административных дел, в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ.

Источник: https://www.garant.ru/news/650787/

О вступлении в силу кодекса административного судопроизводства российской федерации

Когда вступил в силу кас рф

23.10.2015

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также – суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), даже если эти дела возникли из публичных правоотношений. Также действие нового Кодекса не распространяется на дела, подлежащие рассмотрению в судах в ином судебном (процессуальном) порядке.

Положения КАС РФ не регулируют производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением.

КАС РФ расширяет круг заявителей. Условно заявителей можно разделить на две группы: в первую группу входят лица и организации, защищающие собственный интерес; во вторую – защищающие интересы других лиц.

Среди заявителей первой группы могут быть гражданин, организация и иные лица (ч. 1 ст. 218 КАС РФ). К иным лицам, в частности, относятся общественные объединения (ч. 2 ст. 218 КАС РФ).

Для этих лиц предусмотрены следующие условия обращения в суд:

1) нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы (для общественных объединений – нарушены права всех членов объединения);

2) созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;

3) на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Заявителями второй группы являются прокурор, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, каждый в меру своей компетенции, предусмотренной федеральным законом.

Условия обращения указанных заявителей оговариваются несколько иначе, чем предыдущих:

1) право обращения должно быть предусмотрено КАС РФ (например, в его ст. 39 определены условия участия прокурора);

2) оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К числу лиц, участвующих в административном деле, отнесены заинтересованные лица (ст. 47 КАС РФ). Основания их участия в деле напоминают основания участия третьих лиц в исковом производстве.

Под заинтересованными лицами понимаются те, чьи права и обязанности могут быть затронуты при разрешении административного дела.

В процесс такие лица вступают на стороне истца или ответчика, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон (ч. 1, 2 ст. 47 КАС РФ).

Помимо административного истца и административного ответчика к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Необходимость его участия связана с особенностями исполнения решений по такой категории дел и, на наш взгляд, вполне оправданна.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлен общий срок для обращения с административным исковым заявлением в суд – 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219).

Специальные сроки могут быть установлены для отдельных обращений.

Так, исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 ст. 219 КАС РФ). Аналогичный десятидневный срок установлен для исковых заявлений о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя; органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения (ч. 3, 4 ст. 219 КАС РФ).

Обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

Доказывать соблюдение требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания принятия решения, касающихся содержания решения или действия, необходимо органу, организации, лицу, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшим оспариваемые решения либо совершившим оспариваемые действия (бездействие).

Приемная: телефон/факс: (4212) 27-47-44 

Источник: http://27.rospotrebnadzor.ru/content/273/14720/

НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Когда вступил в силу кас рф

15 сентября 2015 года вступил в силу новый законодательный акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел в России, – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Что это за документ и какое отношение имеет он к деятельности управляющих организаций, мы расскажем в сегодняшней статье.

Структура КАС РФ

КАС РФ был подписан Президентом РФ 8 марта 2015 года и вступил в силу 15 сентября 2015 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу). Сфера применения нового кодекса – административные дела, связанные, в частности, с защитой нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и т.п.

КАС РФ состоит из девяти разделов.

В разделе I «Общие положения» (главы 1—10) приводятся общие принципы действия кодекса, перечень дел, которые могут быть рассмотрены с применением данного кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяются правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, меры предварительной защиты, процессуальные сроки, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.

Раздел II «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) освещает понятие, виды, основания и порядок применения действий, применяемых к лицам, которые нарушают установленные в суде правила и препятствуют административному судопроизводству.

В III разделе, который называется «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20), рассказывается о процессе рассмотрения административных дел по существу: с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Этот же раздел регламентирует правила оформления определений и протоколов суда.

Список административных дел и особенности производства по ним представлены в разделе IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32).

Что касается условий и особенностей рассмотрения административных дел в упрощённом порядке, то они устанавливаются в разделе V «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33).

А раздел VI «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, которые ещё не вступили в силу.

Производству в судах кассационной и надзорной инстанций, пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам посвящён раздел VII «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37).

О вопросах исполнительного производства рассказывает раздел VIII «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38). А порядок применения положений КАС РФ регламентируется IX разделом «Заключительные положения».

Разбирательство административных дел является открытым во всех судах (за исключением случаев, указанных в п.2 ст.11), решения объявляются публично, если только они не затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних.

В случае, если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. Решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.

Какие лицензионные требования предъявляются УК, читайте в этой статье.

Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде

Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

  • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
  • прекращении деятельности СМИ;
  • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Но положения КАС РФ не применимы к делам об административных правонарушениях, а также к производству по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (п.5 ст.1).Подробности о реформе ГИС ЖКХ можно узнать из этой статьи.

Что важно для УК

Непосредственное отношение к управляющим организациям имеют следующие административные дела, которые согласно КАС РФ могут быть рассмотрены в суде:

  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов (пп.2 п.2 ст.1) – таким образом, УК может в суде оспорить, например, решение ГЖИ, комиссий, муниципальных органов;

После рассмотрения административного дела судом может быть принято одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными или же об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными.

  • об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) – согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
  • о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) – за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.

Обратите внимание, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 КАС РФ и подписывается руководителем органа, от имени которого подано заявление.

В заявлении прописываются:

  • сведения, предусмотренные пунктами 1 – 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
  • положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

О том, какие меры может применять УК по воздействию на должников ЖКУ, вы можете прочитать в этой статье.

Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю. При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.

Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).

Судебная практика

Уже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ.

Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту. Суд по рассмотрению дела, на основании ст.

175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г. Томска от 22 октября 2015 года № 2а-3452/2015).

Администрация городского поселения обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания ГЖИ об устранении нарушений действующего законодательства. Суд, руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, постановил в удовлетворении иска администрации городского поселения отказать (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2015 года № 2а-8639/15-24).

ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст.

175 – 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Источник: https://roskvartal.ru/zaschita-v-sudah/6779-neprikasaemye-kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossiyskoy-federacii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.