Формальный состав административного правонарушения

«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»

Формальный состав административного правонарушения
В.Т.Батычко Административное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Лекция 8. Административная ответственность

 

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.

В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.

1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.

Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП.

В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах.

В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

Источник: http://producm.ru/books/national_municipal_management_books/book1/p30/

Состав административного правонарушения

Формальный состав административного правонарушения

Под юридическим составом административного правонарушения понимается совокупность закрепленных нормативными правовыми актами объективных и субъективных признаков, наличие которых дает основание признать совершенное деяние административным правонарушением.

В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона административного правонарушения;

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Объект правонарушения – подлежащие юридической защите общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и муниципального управления и охраняемые мерами административной ответственности.

Общим объектом административных правонарушений признаются общественные отношения, возникающие в экономической, политической, социально-культурной и межотраслевой сферах и охраняемые мерами государственного принуждения.

Родовым объектом административного правонарушения являются общественные отношения, характеризуемые едиными признаками и складывающиеся в определенной сфере деятельности (например, область дорожного движения; общественный порядок и общественная безопасность; порядок управления и т.д.). Родовой объект указывается в названии главы особенной части КоАП РФ.

Непосредственный объект – часть родового объекта, представляющая собой общественное отношение, на которое посягает правонарушитель и указывается или подразумевается в названии статьи особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное поведение или бездействие и наступившие вредные последствия.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от таких её признаков, как время, место, способ, орудия, обстановка, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения подразделяются на правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

Административные правонарушения с формальным составом – правонарушения, которые не причиняют реальных вредных последствий. Они связаны с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред (пример, нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности, санитарных норм, не связанных с причинением материального или физического вреда).

Административные правонарушения с материальным составом – административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред. Такие правонарушения причиняют вред имеющий имущественный характер (порча, уничтожение, хищение материальных ценностей), либо физический вред (причинение телесных повреждений).

Субъектами административного правонарушения является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок.

По действующему законодательству субъектами административных нарушений признаются:

– юридические лица;

– физические лица;

– должностные лица.

В законодательстве различаются:

общие субъекты – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет,

специальные субъекты – должностные лица, водители, несовершеннолетние и др.,

особые субъекты – военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

Должностные лица привлекаются к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основания, то есть как физическое лицо.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющими функции представительной власти, то есть наделанных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данных должностных лиц, а равно и лиц, выполняющих организационно распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях, а также Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов ОВД несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам:

– за нарушения правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охранно-рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду -несут ответственность на общих основаниях.

Административная ответственность юридического лица начинается с момента его образования.

Находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ. Вопрос об ответственности иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается дипломатическим путем.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психоэмоциональное отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям и предполагает выявление признаков вины в форме умысла или неосторожности.

Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив совершенного деяния.

Формы вины, определяемые ч.1, 2 ст. 2.2 КоАП РФ устанавливают правовые критерии умысла и неосторожности применительно к деянию, совершенному физическим лицом.

Разграничение неосторожной формы вины обусловлено возможностью оценки нарушителем потенциальной вредоносности деяния. При этом лицо предвидит указанные негативные последствия, но самонадеянно рассчитывает предотвратить их наступление, либо оно не предвидит возможности причинения вреда, хотя должно было и могло предвидеть такую возможность.

Отграничение умышленной формы вины от неосторожной при совершении административного проступка имеет важное практическое значение: в некоторых случаях КоАП РФ относит к проступкам только умышленные действия (бездействия), установление признаков неосторожной вины исключает производство по делу об административном правонарушении (см. ст. 5.14, 19.16, 21.7 КоАП РФ).

Квалификация неосторожной вины в указанных случаях означает отсутствие состава административного правонарушения – наличие указанных обстоятельств, согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, исключает возможность административно-процессуальных действий.

Для юридических лиц КоАП РФ не определяет формы вины, а лишь устанавливает условия виновности юридического лица. К ним относятся:

1. наличие обстоятельств, подтверждающих неприятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;

2. наличие у юридического лица возможности принять такие меры (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

При этом КоАП РФ подчеркивает, что привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за совершенное административное правонарушение юридическое лицо. И наоборот, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо ( ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

При оценки критериев вины необходимо учитывать принцип презумпции невиновности, установленный ст. 1.5 КоАП РФ. Презумпция (от лат.

praesumptio) является предположение, признаваемое достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Вина лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения должна быть доказана при рассмотрении дела и установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Наличие признаков виновного деяния должно быть доказано уполномоченным государственным, муниципальным органом (органом административной юрисдикции) или их должностными лицами, но не лицом, привлекаемым к административно ответственности. Это лицо не обязано доказывать свою невиновность, но вправе делать это, руководствуясь субъективным мировозрением, без морального или физического принуждения со стороны указанных органов.

В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель и мотив.

Цель – это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремиться.

Мотив – то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.

Еще раз отметим, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Предыдущая45464748495051525354555657585960Следующая

Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1841; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-90328.html

Материальные и формальные составы административного правонарушения

Формальный состав административного правонарушения

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

. Состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом.

Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав; соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того обстоятельства, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом — превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемымматериальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.

4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

Составы административных проступков, предусматривающие наступление вредных последствий, реального ущерба, получили наименованиематериальных. В отличие от них так называемые формальные составы не требуют наступления вредных последствий материального характера, реального и измеряемого ущерба.

Для последних достаточно нарушения законодательства, норм, правил, стандартов, лицензий, квот или неповиновения законным распоряжениям уполномоченных должностных лиц, невыполнения подобных распоряжений.

В КоАП РФ сформулирован такой состав административного проступка, как “невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа” [45.Ст. 19.5, ч. 2]. Несмотря на формальный характер проступка, за него установлен солидный административный штраф.

Иногда формальное на первый взгляд деяние имеет в законодательстве материальное измерение. Так, в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов [45.

Ст. 15.11].

В примечании к указанной статье дается определение грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а равно искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

60.Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающие административную ответственность.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Особенности административной ответственности специальных субъектов. пециальные субъекты – такие субъекты, у которых к их общему административному статусу прибавляется какой-либо социальный статус.

Примеры: военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел, государственные служащие, инвалиды, беременные женщины.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Федеральные законы закрепляют особые условия применения мер обеспечения производства и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых иных лиц).

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий [статья 40, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”].

В отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, ВС республики, краевого и др. решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В отношении иных судей — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого и др. также по представлению Генерального прокурора РФ.

К судьям применяется два вида дисциплинарной ответственности (осуществляет квалификационная коллегия судей): предупреждение, досрочное прекращение полномочий.

Установлен также особый порядок привлечения прокуроров и следователей к административной ответственности.

Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц)

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами.

О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры.

С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и (в большинстве случаев) согласно воинским уставам [статья 28, Федеральный закон “О статусе военнослужащих”].

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 22935 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-61755.html

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения.

Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки.

И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии). 

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект 
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример.

Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения.

Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.

), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ.

И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки: 

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб 
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие. 

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия.

Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением.

И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет.

Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими.

Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Источник: https://iskiplus.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.